Вехи саморазрушения Франции

Feb 17, 2016 08:16



По Эрику Земмуру «Самоубийство Франции» (Éric Zemmour. «Le Suicide français», 2014, Albin Michel, 534 p.)

«Наша эпоха была сконструирована в мае 1968 г. Не сами события как таковые, но их образ, представляющий собой посредственную и зачастую пародийную подделку под великие события революционной эпохи XVIII―XIX вв. Был выдуман некоторый эпический набросок, извлечены уроки, сформированы элиты, заявлены лозунги…» (P. 13).

1. Похороны генерала де Голля 9 ноября 1970 г. На величественную похоронную церемонию съехались многие главы государств, Тогда же Национальное собрание Франции принимает «Закон о родительском авторитете». Существовавшее до этого понятие «родительской власти», установленное Кодексом Наполеона, было заменено в нём на «авторитет родителей». Земмур видит в этом событии символический смысл, поскольку ослабление роли отца на юридическом уровне, ещё незаметное в 1970 г., впоследствии привело к коренным изменениям в понимания семьи как социального института, как неотъемлемой части общества.

2. Проведение во Франции референдума о расширении Европейского сообщества 23 апреля 1973 г. 68,3 % французов проголосовали за приём в ЕЭС новых членов: Дании, Норвегии, Ирландии и Великобритании. Земмур убеждён, что Великобритания, вступая в Единую Европу, сыграла роль «троянского коня». С её появлением стала меняться сама концепция европейской интеграции. Генерал де Голль создавал единое пространство в Европе, чтобы через него восстановить позиции Франции как великой державы. Европейское сообщество должно было стать третьим элементом в системе больших игроков наравне с США и Советским Союзом. Он отказал в своё время Лондону в доступе к единому европейскому рынку, поскольку Великобритания видела в нём возможность для сбыта товаров из своих бывших колоний, в то время как Париж пытался защитить и тем самым стимулировать собственный агропромышленный комплекс. Спустя 43 года Лондон инициирует собственный референдум о выходе из Евросоюза.

3. 2 марта 1982 г., когда был принят закон Деферра, названный так по имени министра внутренних дел Гастона Деферра. Закон этот положил начало процессу децентрализации во Франции. На тот момент речь шла о территориальной и функциональной децентрализации, то есть о передаче ряда функций с центрального на местный уровень. Кроме того, ряд управленческих функций также передавался из центра на места. Тем временем, напоминает Эрик Земмур, Франция недаром объединялась по принципу централизации. Автор объясняет исторически сложившуюся во Франции модель общества, используя в качестве аналогии образ семьи, во главе которой находится «отец»-монарх ― в прошлом или президент ― в нынешнее время. По Конституции V Республики глава государства наделён значительными полномочиями, что вызывает критику у либерально настроенной части общества. Тем не менее, именно в те периоды истории, когда государственное устройство в наибольшей степени соответствовало этой идее, утверждает Земмур, Франция занимала лидирующее положение в мире. Де Голль, опираясь на эту схему, смог во многом вернуть Парижу утраченные после войны позиции, построив после войны эффективное государство. Но «в 2014 г. президент Олланд, стремясь продемонстрировать свой реформаторский пыл, изменил региональное деление, уменьшив число регионов с 22 до 14, передав им ещё больше полномочий… Государство потихоньку выводится из игры. Идёт медленное, но неотвратимое возвращение к автономии местных сеньоров, которых монархия, а затем республика обуздывали в течение тысячи лет».

4. Заканчивается хроника «разгосударствления» Франции, по версии Земмура, датой подписания Лиссабонского договора (13 декабря 2007 г.). В документе, помимо прочего, провозглашается главенство европейских законов над национальными. Автор отмечает, что в парламенте документ был ратифицирован практически единогласно. За него было отдано 336 голосов. Лишь 9 депутатов UMP проголосовали против (UMP - Union pour un mouvement populaire UMP - Союз за народное движение». Новое название (с 30.05.15) - LR (Les Républicains) - «Республиканцы». Крупнейшая правая партия Франции, восходящая непосредственно к движению генерала де Голля «Объединение французского народа», созданному в 1947 г. В настоящее время находится в оппозиции к правящей Социалистической партии). Этот факт, по мнению Земмура, стал свидетельством глубокой трансформации идеологии партии, считавшейся наследницей деголлевской традиции.

Выхода нет, по мнению Земмура: «Потёмкинская республика. Сплошная фальшивка. Всё извёрнуто, перевёрнуто, ниспровергнуто. История продолжает оставаться нашим главным кодом, но и она вся оказалась вывернута наизнанку, искажена… Мы больше не знаем, куда идём, потому что больше не знаем, откуда мы идём…» (P. 10).

Книга журналиста и публициста Эрика Земмура «Самоубийство Франции» имела беспрецедентный успех у аудитории. Она увидела свет в 2014 г., а уже к концу 2015 г. было продано около 300 тыс. экземпляров.

К годовщине появления «Самоубийства Франции», в октябре 2015 г., журналист консервативного издания Valeurs actuels Жофруа Лежон опубликовал роман в жанре политической фантастики, где Эрик Земмур выигрывает президентские выборы 2017 г. Проведенные опросы общественного мнения показали, что в реальности Эрик Земмур может рассчитывать на 12 % голосов. Для Франции, где самый популярный политик не может получить более 30 % в первом туре, эти показатели свидетельствуют о том, что появление книги Э. Земмура стало не только литературным, но и общественно-политическим событием.

P.S.
Книга Земмура ― французская параллель книге Тило Саррацина «Германия: самоликвидация». Тило Саррацин ― экономист и политик ― с близких позиций, привлекая данные социологии, анализирует ситуацию в Германии: «Даже если немцев больше не будет, Северо-Германская низменность не опустеет. Люди всегда будут жить в Центральной Европе. Климат приятный, географическое положение даёт много преимуществ, а унаследованная инфраструктура хорошо развита. Вот только немецкие островки в том объединении областей, которое сохранит название «Германия», будут всё сокращаться... Немецкий язык может исчезнуть из Центральной Европы, как греческий исчез когда-то из Малой Азии… Мы, немцы, не будем изгнаны со своей земли, мы просто потихоньку самоустранимся из истории в полном соответствии с закономерностями таблицы смертности Федеральной службы статистики» (Саррацин Тило. «Германия: самоликвидация», Глава 9. «Мечта и кошмар. Германия через 100 лет»).

(По материалам: Узунова Н. Ю. Французский пессимизм: интеллектуалы о причинах упадка национального государства)
_______________________________________________________________
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории - всемирная история в очерках и рассказах

актуально, Франция

Previous post Next post
Up