Встретил любопытную дореволюционную инфографику о городах в дореволюционной России.
В связи с этим несколько слов о Городовом положении 1870 г.
Крестьянская реформа 1861 г. оказала громадное влияние и на городской быт. Во втор. пол. 40-х гг. XIX в. в Европейской России (кроме Эстляндии, Финляндии и Польши) насчитывалось всего 14 городов с населением свыше 30 тыс. человек, в 12 городах численность населения колебалась между 20 и 30 тыс., в 46 городах - между 10 и 20 тыс., в остальных 568 - не доходило и до 10 тыс., причем в 60 городах жило по 1000 жителей. Всего 4 727 619 городских жителей. Из них около 50% - мещане, 4,5% купцы, дворяне и чиновники - 5,5%, духовенство - 1,4%, остальные около 40% - разночинцы (фабричные, ремесленники, извозчики, солдаты, крестьяне и т.д.). Только 15 городов имели доход, превышавший 100 тыс. руб.
После 1861 г. в город потянулись новые люди: разбогатевшие крестьяне, оскудевшие помещики, которым больше нечего было делать в деревне, дворовые люди, безземельные и безлошадные крестьяне, образовавшие первый тонкий слой городского пролетариата. Естественно, что вместе с увеличением численности и изменением качественного состава городского населения должно было измениться прежнее городское управление. Характерно, что в данном случае правительство не было инициатором реформы, а лишь откликнулось на общественную инициативу.
На местах, в губерниях и уездах было создано 509 комиссий для сбора и изучения обширного исторического, статистического и бытового материала о городах и городском управлении и разработки основных положений городской реформы. Выводы этих комиссий нашли отражение в Городовом положении, получившем высочайшее утверждение 16 июня 1870 г.
Исходным пунктом реформы было понятие городское общества, которое само ведает свои интересы и нужды. Т. е., как и в случае с земской реформой, речь шла о развитии местного самоуправления. Представителем этого городского общества является Городская дума. Однако ей были приданы рамки исключительно хозяйственного органа. Городской думе было поручено «попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству». Городское общество не было равнозначно всему городскому населению. Избирательное право предоставлено только лицам, достигшим 25 лет, русским, имеющим недвижимость или уплачивающих сбор со свидетельства - купеческого, промыслового или с билета на содержание промышленного заведения. Далее, чтобы не допустить преобладания большинства над меньшинством, избиратели были разделены на три разряда. Первый разряд образовали платильщики высших окладов, уплачивающие в общей сложности треть общей суммы городских сборов. Второй разряд образовали платильщики средних сборов, которые вносили следующую треть городского бюджета. И наконец платильщики мельчайших окладов образовали третий разряд. Каждый разряд образовал особую избирательную курию, избиравшую треть гласных. Таким образом, тысячи избирателей третьего разряда получали столько же представителей, сколько сотни избирателей второго разряда и десятки избирателей третьего.
Правительственной администрации был предоставлен надзор за законностью действий городского управления, без права вмешательства в их существо. Финансовая самостоятельность Городских дум тоже была невелика. На долю местных бюджетов оставалась небольшая часть доходов, остальное шло на покрытие расходов общегосударственного значения.
Исполнительной властью была избираемая думой городская управа с городским головой во главе, который одновременно являлся и председателем думы. Вред такого совместительства нетрудно было понять и на него указывали местные комиссии. Но Государственный совет настоял на этом положении, потому что «совмещение председателя думы и управы в одном лице представляется важным для самого правительства, в интересах которого необходимо, чтобы во главе городского управления стояло лицо, значение коего давало бы ему способы вовремя сдерживать увлечения и подлежащим образом направить общество».
Однако, несмотря на многие недостатки реформы, это было реальное самоуправление, которое шло в ногу с бурным развитием пореформенного города. Уже спустя десять лет, в 1880 г. сенатская ревизия констатировала значительный прогресс в различных отраслях городского хозяйства, особенно в народном образовании, пожарной безопасности и т.д. В 1889 г. насчитывалась уже 39 городов с бюджетом свыше 200 тыс. руб. Таковы последствия даже самой малой дозы общественной самодеятельности - совершенно бесплодной она остаться не может.