Русские «харашо» в Стамбуле

Jul 13, 2014 00:01



В ноябре 1920 года 115 судов доставили в Стамбул 140 тысяч русских беженцев из захваченных большевиками Одессы, Новороссийска и Крыма. Больше половины из них были офицеры и солдаты Белой Армии, остальные - гражданские лица.

У большинства за душой не было ни гроша. Поэтому устраивались кто как мог: в гостиницах, христианских монастырях, конюшнях или просто на берегу под перевернутыми лодками. Турки называли эмигрантов из России «Белые Русские», или просто заимствованным словечком «харашо» - за их терпение и неприхотливость.

Эти невесть откуда взявшиеся «харашо» оставили заметный след в истории Стамбула 1920-х годов.
В районе Пере, где находился двор русского посольства, как грибы после дождя стали открываться русские рестораны, трактиры, бары. В «Черной розе» Вертинский пел свои печальные песни о войне, родине и любви. В джаз-варьете наяривала знаменитая петербургская джаз-банда под руководством чернокожего Томаса. Негров в Стамбуле традиционно именовали арабами, поэтому джаз среди турок еще долго слыл «арабской музыкой».

Большой сенсацией были русские женщины. Их прибытие в Стамбул внесло сумятицу во многие почтенные турецкие семейства. Причина состояла в том, что русские дамы были раскованнее турецких женщин, любили веселье и флирт.



Стамбульские газеты пестрели скандальными заголовками вроде: «Пропавший неделю назад отец семейства обнаружен в кокаиновом притоне в объятиях русских куртизанок!» На одной карикатуре того времени изображены повздорившие турецкие супруги с подписью:
«Женщина: Вы лучше меня не раздражайте, не то я разведусь с Вами.
Мужчина: Разводитесь, если хотите. Я женюсь на «харашо» и буду счастлив до конца жизни».

Русская колония в Стамбуле опустела к середине 20-х годов. Веселые и неунывающие «харашо» уехали обживать другие города - Белград, Прагу, Берлин, Париж.                                                                                                                                                                                                                                          

русская эмиграция, русские, быт

Previous post Next post
Up