Уже несколько лет читаю студентам небольшой курс по истории государственного управления в России. Думаю, что некоторые фрагменты могут представлять общеобразовательный интерес, поэтому решил их выкладывать помаленьку.
Начну с понятия государства.
Любое государство слагается из трех элементов: 1) территория, 2) власть, 3) население. Но в зависимости от того, на каком элементе или сочетании элементов мы делаем упор, понятие государства приобретает различное значение. Вообще таких значений может быть три.
Например, мы говорим: «русское государство» или «китайское государство». Какое содержание мы вкладываем в эти понятия? Очевидно, мы имеем в виду известную территорию земного шара, которая населена данным народом и которая управляется единой, общей для всего населения данной территории властью. Это понятие государства в самом широком смысле слова. Однако такое определение носит чересчур географический характер, так как оно целиком выросло из представления о внешних пределах, в которых протекает жизнь данной группы людей.
Но вот мы произносим фразу: «конфликт государства и общества» или «народ и государство объединились в общем усилии» - и сразу замечаем, что под словом «государство» здесь подразумевается нечто другое, чем то, что мы только что определили как широкое понятие государства. Оказывается, можно вычленить более узкое понятие государства, так сказать, внутри географического понятия государства. При этом центр тяжести переносится с территории на группу людей, которая на ней проживает, на систему отношений, которая существует внутри этой группы. Государство теперь предстает в виде некоего органа, учреждения, института, более или менее изолированного от большинства населения, то есть общества.
Что же это за учреждение - государство, и в каком отношении оно стоит к остальному населению?
К истории какого бы народа мы ни обратились, мы видим, что люди всегда были организованы в социальные группы с определенными территориальными границами. В каждом таком географическом союзе есть люди, которые правят, устанавливают порядок, руководят, используют силу, чтобы заставить других подчиняться, другими словами, существует какая-то группа, которая устанавливает и следит за исполнением законов. Вот эта группа людей, которая правит, издает законы, управляет социальными процессами и вырабатывает правила для социальных групп на определенной территории и в пределах определенных границ и есть государство. Причем государство в этом смысле слова, то есть группа руководителей общества, может состоять из одного-единственного человека и его приверженцев, а может быть наследственным классом, политической кликой или партией, наконец это может быть просто большая группа людей, получившая на выборах голоса большинства избирателей.
Однако, выделив внутри общества группу управленцев или организаторов и назвав эту группу государством, мы еще не вполне приблизились к цели. Ведь, например, внутри первобытных обществ мы также обнаруживаем группу управленцев - вождя и родовых старейшин, а в цивилизованных обществах некоторая часть населения может быть подчинена власти криминальной банды. Таким образом государством может считаться не всякая группа руководителей, а только та, которая отвечает нескольким условиям. Эти условия или признаки таковы:
1. Власть этой группы людей суверенна, то есть независима от любой внешней воли.
2. Она, эта власть, распространяется на население, которое размещается на данной территории по территориальному принципу, а не на основе кровных уз.
3. Власть этой группы людей публична, т. е. отделена от основной массы народа.
(Второй и третий пункты позволяют не перепутать государственную власть с племенной или родовой.)
4. Эта группа людей претендует на монополию легитимного (законного) физического насилия, т. е. на право командовать, подчинять и наказывать (так отделяем государство от банды рэкетиров).
5. Эта группа людей взимает налоги с остального населения на свое содержание.
Только при соблюдении всех пяти признаков данная группа людей может быть признана государством.
Наконец сам язык подсказывает нам третье значение, в котором может употребляться понятие «государство». Вы можете услышать фразу, вроде следующей: «Русский народ (или английский, французский и т. д.) создал свое государство». Здесь три элемента государства - территория, население и власть - органически срослись один с другим и претворились в единое новое целое. Государство и народ, живущий государственным бытом, уже не противополагаются друг другу, а являются по существу одним и тем же. Государство в этом случае выступает как бы материальным телом народа, политической формой его исторического бытия.