Литература без культуры

Jan 13, 2025 21:02







Одно из самых общих различий, которые можно установить между романистами двух периодов - до и после Второй мировой войны, - сводится к тому, что те, что были до 1945 года, обычно обладали культурой, которая определяла смысл и поднимала на определенный уровень их романы, а те, что появились после этой даты, как правило, демонстрируют, если не брать в расчет чисто литературные приемы, полное безразличие к полученной в наследство культуре.

Писатели второй половины ХХ века уже не культурны, а лишь в лучшем случае образованны.

"Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою?» (Мф. 5:13)

Для того чтобы дать пищу вашим дальнейшим размышлениям по этому поводу, приведу мои диалоги по этому поводу из других соцсетей.

Gurevich Mikhael

Ну вот так с кандачка… Умберто Эко - он тоже без наследства?

Сергей Цветков

Можете зачислить его в исключения, я оставил эту возможность)). Что до меня, то я его числю по разряду литературных пошляков и фигляров. Никакого культурного смысла в его романах нет, есть только профессорская эрудиция, претворенная в художественную форму.

Gurevich Mikhael

Жаль. Но - это ваше право. Я, например, к пошлякам и фиглярам причисляю Чарльза Буковски, хотя остальные называют его классиком «масс-культуры»

Сергей Цветков

Я причисляю к таковым Буковски и всех остальных, кого не читал!

Gurevich Mikhael

Подождите, так получается, что Эко вы тоже не читали?

Сергей Цветков

Листал (для профессиональной оценки этого достаточно) и удивляюсь людям, которые осилили его до конца в надежде найти влагу на дне сухого колодца. Впрочем, не суть важно, российская литература не рождает даже таких писателей. Стало быть, наш диалог подтверждает, что 45-й год - судьбоносный во всех смыслах.

Gurevich Mikhael

45-й год, конечно, важен. Но попробуйте все-таки почитать «Пражское кладбище». А вдруг пойдет?

Сергей Цветков

Я ведь веду речь не о культурной перекличке постмодерниста-эрудита с предшественниками, а о подлинных темах культуры, осмысленных в культурном контексте подлинными людьми культуры (при этом о культуре в романе может быть ни слова). Это значит, что писатели последних десятилетий, даже самые талантливые, просто не могут одуплить, что есть культура, искусство и художественное слово, а уж тем более стать продолжателями великой европейской (русской в т. ч.) культуры, так печально навернувшейся на середине ХХ века. Потерян механизм передачи культуры с молоком матери - вместе с социальными слоями, где такой механизм был отлажен.

Gurevich Mikhael

Сергей, если в конце 30-х годов в одной из стран, с богатейшим культурным прошлым, стали промышленно строить печи для сжигания людей, то я рад, что культурный пласт после 45 года изменился. Но я думаю, что мы, наверное, о разном и я, вполне возможно, не очень вас понял

Сергей Цветков

Я не думаю, что в ХХ веке человечество раскрыло какие-то глубины ада своей натуры. Все это было и в предыдущие столетия, в самых цивилизованных странах: людей сжигали, резали, распинали во все века по разным причинам и поводам. Рыба в Каме тем не менее была, а культура обогащалась новыми темами и шедеврами. Думаю, что перспективы демократии и искусства без культуры весьма печальны.

Горький между прочим эту проблему отлично понимал и говорил Бунину, в Ялте:

- Понимаете, вы же настоящий писатель прежде всего потому, что у вас в крови культура, наследственность высокого художественного искусства русской литературы. Наш брат, писатель для нового читателя, должен непрестанно учиться этой культуре, почитать ее всеми силами души, - только тогда и выйдет какой-нибудь толк из нас!

Gurevich Mikhael согласен. В принципе, глубинами ада переполнен и Ветхий Завет, хотя и без промышленного подхода. Но каждый человек живет по-новому и открывает свой ад, рай и культуру одномоментно. Так что, для живущего с нами ровесника Дарья Донцова вполне может заменить Данте. И вообще, мораль без наличия ада, наверное, и не была бы востребована и придумана.

И другой фрагмент:

obitel_ladogi

То есть, если сословия уже нет (и не будет), то можно всем чохом отказать в культуре? В том числе и будущим поколениям? И «Санин» Арцыбашева по вашей логике выходи более культурным, глубоким, чем, например, «Память» Чивилихина? Автор-то дворянин! А куда Гончарова писать будем - в культурные или нет? Купеческое же сословие)
Ничуть не хочу принизить славу нашей великой российской литературы до 1945 года. И серьезный вклад в нее дворянского сословия. Действительно великие люди и великие имена. Но в вашем посте мне чудится троллинг для оживления блога, а не серьезная мысль.

sergeytsvetkov

Образование (точнее, самообразование) осталось. Но классического гуманитарного образования (которое = культуре) нет и уже никогда не будет. Нить культуры оборвана - и все тут. А сословность тут не при чем.

obitel_ladogi

Так и думала что сначала надо определение термина выслушать. Если ставить знак равенства между классическим гуманитарным образованием и культурой, то да - тогда только в Духовной Академии и больше нигде, с учетом специфики, но все-таки. Если в России. Но как-то меня все равно коробит от такого снобизма. Хоть и сама к нему склонна. И жгуче завидовала образованию «архивных юношей» и уровню их эрудиции и интеллекта.
Но Кембридж с Оксфородом по-прежнему функционируют. И традиция там не прерывалась. Так что Антония Байетт по-прежнему остается культурной) Ну еще много кто есть, некогда примеры искать.
И это мы не трогали великих физиков и технарей, без всякого высокого гуманитарного образования писавших величайшие романы. Или медиков - Станислав Лем как пример. Брэдбери вообще считай без образования. Что не помешало писать и сформировать поколение своими работами. Да, все другое. На месте ничто не стоит. Все движется и меняется.

sergeytsvetkov

См. заголовок). Я же не отрицаю, что литература продолжает писаться))… Но ее творцы уже творят в рамках «литературного процесса», а не культуры. Чего-чего, а культуры там не почерпнешь, только интеллектуальные понты автора или его жизненный опыт)).

***

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)



Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!



«Названный Лжедмитрием».



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

литература

Previous post Next post
Up