Это любопытное слово «паредрос»

Aug 09, 2024 21:02



Буквально оно значит «сидящий рядом» и может переводиться как «помощник», «ассистент». В Афинах паредросами назывались официальные лица, помогавшие избранным правителям - архонтам. Но в гоэтии у него совсем другой смысл.

В греческих магических папирусах есть особенные рецепты: адепт обращается к божеству, заклиная даровать ему сверхъестественного помощника. Слово «паредрос» в разных текстах обозначает и само заклинание, и божество, и помощника (который иногда оказывается призраком или даже восставшим мертвецом - боги, знаете ли, разные бывают).

Этих рецептов несколько, и большинство устроены одним и тем же образом.

В одном из них адепт призывает Исиду. Та должна явиться в облике прекрасной девы, но, когда он называет её имя и произносит должное заклинание, дева немедленно превращается в старуху. Старуха даёт адепту клятву верности, после чего происходит нечто необычное. Адепт должен проститься с богиней, и та - по-прежнему в облике прекрасной девы - исчезает, а вот старуха остаётся, становясь помощником-паредросом. Чтобы отпустить и её, когда надобность в её услугах отпадает, есть особый ритуал.

Примерно то же случается и в других подобных ритуалах. Колдовская сила, которую призывает практик, исходит, как правило, от богов, но принимает облик демона, или призрака, или ещё чего-нибудь в том же духе, и именно в таком качестве пребывает с адептом до конца их соглашения.

Можно сказать, что паредрос - нечто вроде отпечатка, оставленного божеством на человеке, частица силы, перешедшая от бога к адепту при их контакте. Образ, созданный ритуалом - интерфейс доступа к этой силе.

Легко заметить, что это представление, не слишком изменившись, перекочевало в демонологию Нового времени.

Тогда некоторые тоже считали, что ведьма, присягнув на верность дьяволу, получает от него подручного демона, который с этого момента творит для неё чудеса. Его называют «знакомцем» (по-латыни фамилиаром), и он чаще всего имеет облик животного - например, чёрного кота.

В европейских гримуарах тоже часто встречается эта схема: маг обращается вначале к Богу, затем к одному из ангельских или демонических князей, а затем уже, их совместным авторитетом, заклинает присланного к нему духа.

Правда, паредрос, в отличие от них всех, не столько слуга, сколько покровитель. Адепт ни на секунду не забывает, что перед ним - могущественное существо, присланное волей ещё более могущественного бога. Так что обращаться с помощником некоторые рецепты советуют не то что уважительно, а даже почтительно.

Но самое интересное тут другое.

По меньшей мере два рецепта из папирусов гласят: если всё сделано правильно, и бог услышал твои мольбы, ты увидишь звезду, которая сойдёт с неба, пронесётся над землёй и остановится над крышей твоего дома.

Такие описания встречаются не только там. Звезда, сошедшая с неба и остановившаяся над неким местом - распространённая форма явления божества в эллинистическом мире.

Думаю, вы уже вспомнили, где ещё видели этот образ. Правильно, в евангелии от Матфея. Лишнее подтверждение, что оно изначально было написано грекоязычным автором, а не является переводом с арамейского оригинала.

Отсюда



Фреска Джотто в капелле Скровеньи. Звезда, как считают, написана по впечатлениям художника от кометы Галлея.

Столько самых древних пережитков магии - в казалось бы  «чистой и возвышенной религии, свободной от языческих предрассудков», какой христианство долгое время мыслили даже его противники-рационалисты!

Но вершина всего, конечно, - это тотемизм (поедание бога).
Мне интересно. каким образом и откуда это проникло и укрепилось в христианстве (точнее, в иудаистской секте)?

христианство

Previous post Next post
Up