В одном из своих знаменитых ранних критических эссе Т. С. Элиот пишет о том, что индивидуальный талант работает внутри традиции, которую, однако, нельзя просто впитать, ее можно только освоить «великим трудом». Традиция, как он писал:
«прежде всего предполагает чувство истории, совершенно необходимое каждому, кто хотел бы остаться поэтом, перешагнув рубеж двадцатипятилетия; в свою очередь, это чувство истории предполагает ощущение прошлого не только как прошедшего, но и как настоящего; оно побуждает человека творить, ощущая в себе не только собственное поколение, но и всю европейскую литературу, начиная с Гомера (а внутри нее - и всю литературу своей собственной страны), как нечто существующее единовременно, образующее единовременный ряд. Это чувство истории - чувство непреходящего и преходящего, ощущение слитности непреходящего и преходящего - как раз и определяет принадлежность писателя к традиции. И именно оно позволяет писателю с особой остротой осознать свое место во времени, свою современность.
Ни один поэт, ни один художник, в любом из искусств, не раскрывается целиком сам по себе».
Важнейшая мысль. Итак, историзм, чувство истории и традиции отличает национального поэта от стихотворца. Пушкин, «перешагнув рубеж двадцатипятилетия», написал «Бориса Годунова», Блок - «На поле Куликовом» и т.д. Именно историзм и традиция сделали национальным поэтом Бродского.
Нынешним пиитам историзм и традиция - как непосильные вериги.