Необычный ритуал из советского прошлого.
Фото из архива Музея истории детского движения Московского городского Дворца пионеров (из статьи С.Г. Маслинской)
В 1924-1925 гг. в Советской России существовала недолговечная традиция «пионерских похорон», в которых участвовали только дети. Этому ритуалу посвящена замечательная статья С. Г. Маслинской (Леонтьевой), включающая характерные выдержки из сообщений деткоров. «Дети 1920-х гг., - отмечает исследовательница, - в точности копируют взрослый красный похоронный обряд, воспроизводя и структуру, и набор ритуальных ролей (исполнители песен, траурные риторы, и вакантные / нулевые роли - отсутствие священников), и колористическую гамму, и музыкальное сопровождение. У детей, живущий в крупных промышленных центрах, в частности в Ленинграде, был опыт наблюдения за публичными показательными похоронами революционеров».
Маслинская (Леонтьева), С. Г. «По-пионерски жил, по-пионерски похоронен»: материалы истории гражданских похорон 1920-х гг. // Живая старина 2012. № 3. С. 49-52.
Исследовательница приводит примеры таких корреспонденций, чаще всего озаглавленных «Похороны пионера» (или «Похороны пионерки»): получено «у родителей разрешение похоронить Лизу самим пионерам»; «Вместо духового песнопения и религиозного дурмана пионеры с красными знаменами и пением революционных песен отдали последний долг умершему товарищу»; «Стройные ряды пионеров и комсомольцев медленно шагают по направлению к кладбищу. Мерно бьют барабаны... Впереди красный гроб с преклоненными над ним знаменами и окруженный венками. Умер примерный в работе пионер-комсомолец - Павлуша Лайданен».
«Об этом ритуале писалось и в центральной прессе. Так, в газете „Гудок“ от 24 сентября 1924 года сообщается об участии пионеров „в пионерских похоронах ребенка одного из беспартийных рабочих“. Традиция пионерских похорон „без попов“ и „без родителей“ продолжалась в течение полутора лет, и „в 1930-1940-е гг., период детского мирного и военного героизма“, такие похороны „уже не практиковались“ (с. 51, 52).
P.S.
Литературоведы Лекманов и Свердлов обратили внимание на то, что в первоначальном варианте финала стихотворения Э.Багрицкого «Смерть пионерки» (1932) тело девочки, умершей от скарлатины (красной болезни) кремировали - в прямом соответствии с атеистической пропагандой «огненного погребения» в 1920-1930-е годы (на самом деле прототип героини стихотворения Валентина Дыко была похоронена в могиле): «Пламя подымается ясней зари, / Тело пионерки, гори, гори!» Более того, по мнению исследователей, в черновиках к стихотворению поэт-вожатый-жрец сам руководил обрядом кремации Валиного тела: «Слушайте команду! / Горнисты, / в ряд! / В боевом порядке иди, отряд!.. / Эту вот гончарную урну / Твою / Мы словно знамя / Подымем в бою...»
По материалам «Эдуардыч, пиши ещё!»
Сбербанк
2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/ Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
«Последняя война Российской империи»
(описание) Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
«Названный Лжедмитрием». ВКонтакте
https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал
Истории от историка.