Два главных стиля российского исторического кино

Jun 08, 2024 21:02



Памфлет или даже пасквиль.
К сожалению, это ведущий стиль освещения русской истории в нашем кино.



Это русский офицер в представлении создателей фильма "Броненосец Потёмкин"

Второй, не менее распространенный, - паскудный водевиль. В этих двух стилях сняты, например, все фильмы о Гражданской войне.



Георгий Свиридов:

«Ребенком я воспитывался на литературе классиков, читал очень много. Я привык верить Печатному Слову, оно было для меня всегда Правдой. Тогда же я часто ходил в кино. У меня были, разумеется, свои вкусы и т. д. И вот в Курске (где я жил) однажды были по городу расклеены афиши, на которых значилось: „Гордость Советской кинематографии - ‚Броненосец Потёмкин‘“, даже значились фамилии режиссера и оператора. Я стал заранее требовать билеты у матери и отчима. И вот мы все пошли в кинотеатр под моим давлением.

Разочарование было полным и у старших, и у меня. Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми). Я, вдобавок, испытывал конфуз перед ними от того, что заставил их потерять вечер, хотя никто меня не упрекал. Было очень скучно, не жалко тех, в кого стреляли, т. к. мы не успели их полюбить заранее с тем, чтобы потом пожалеть. Неприятное физиологическое чувство убийства - вот все, да еще черви, которые очень запомнились.

Лет через тридцать я снова захотел посмотреть эту „Гордость нашей кинематографии“. К этому времени я уже многое знал и думал, что по-другому буду смотреть фильму. Но фильм произвел совсем нехудожественное впечатление. Его грубый натурализм отталкивал и был мне противен. Что касается публики (которую всегда, конечно, презирают), то она никогда не ходила на эту картину. „Глас народа“ - глас божий. Увы, эта пословица ныне не в моде.

И вот в конце 1978-го года случилось мне быть во Франции на научной конференции (собеседовании) об искусстве, которая происходила в Сорбонне под председательством ее ректора. В обширном выступлении одного французского профессора, специалиста по киноискусству (читающего лекции в Университете Монпелье), речь опять зашла о фильме „Броненосец Потёмкин“. Картина называлась также крупным достижением, но уже Советского кино, а не величайшей картиной всех времен и народов.

Лекция была с диапозитивами. Более пяти минут на экране показывались знаменитые „черви“ в мясе - крупным увеличительным планом. Около пяти минут профессор говорил о символическом, новаторском изображении старой России, которую символизировали тухлое мясо и черви. Он говорил с восторгом, с упоением, наши ученые слушали. Бог их знает, что они думали, соглашались с ним или нет. Никто ему не возразил. Тут я понял, почему эта картина считается „Гордостью нашей кинематографии“».



Пока что российский кинематограф в огромном, неоплатном долгу перед русской историей. И жалкие поделки последних десятилетий ни на шаг не приблизили погашение этого долга. Вдумайтесь только: за более чем столетие существования российского кино ни один режиссёр не задумался снять художественный полнометражный фильм, например, о таком фундаментальном событии русской истории как Куликовская битва…

***

«Эдуардыч, пиши ещё!»

Сбербанк

2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)



Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!



«Названный Лжедмитрием».



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

кинематограф

Previous post Next post
Up