Для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года важнейшим источником являются данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года).
Хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917 г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек).
На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий: губернии Московская и Петроградская 81-90%, 7 губерний 71-80%, 20 губерний 61-70%…
Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914/1915 гг., а при таких темпах к 1924/1926 гг. полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России.
[Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.: ИИЕТ. РАН, 2009.]
Большевики уничтожили условия, необходимых для окончательной ликвидации неграмотности. Два миллиона образованных русских людей были вытолкнуты в эмиграцию, ещё несколько миллионов погибли в гражданскую войну, школы де-факто прекратили работать на многие годы. Большевики сильно отодвинули достижение полной грамотности - это факт.
А. В. Луначарский в 1928 году признавал на страницах 11-го номера журнала «Революция и культура», что материальное обеспечение учащихся начальной школы составляет 75%, а учащихся средней школы - лишь 25% «тех средств, что расходовались при царском режиме».
Охват начальным образованием детей по РСФСР составлял: 1924/25 учебный год - 60,3%, 1925/26 г. - 60,5%. По Средне-Волжскому району в 1924/25 г. охват обучением детей школьного возраста составлял 49%.
Так что внедрение всеобщего начального образования в СССР в 1930 году - это не достижение, а свидетельство культурного бессилия новой власти.
Крупская рассказывает о «возвратной неграмотности» делегатам II съезда ОДН в 1929 году:
«У нас часто бывают рецидивы (возвращение) неграмотности. Эти рецидивы неграмотности бывают потому, что ликпункт часто недостаточно заботится о том, чтобы приобщить неграмотных к общественной жизни, чтобы приучить их читать газеты, ходить в библиотеку или избу-читальню и т. д. Мне, товарищи, из прошлого вспоминается такой случай. Это было давно, в прошедшее время, в Питере. Я тогда занималась в вечерне-воскресной школе. Там был один выдающийся педагог (учитель) Аврамов. Аврамов учил в то же время в детской школе около Волкова кладбища. К нему съезжались учителя со всей России смотреть, каких громадных результатов он достигает, занимаясь с тремя группами. И я была в этой школе и видела, что дети старшей группы писали без ошибок, писали, соблюдая все знаки препинания, и прекрасно излагали прочитанное. И вот я помню, как Аврамов пришел раз в нашу вечернюю школу страшно расстроенный и говорит: „Вы подумайте, у меня была ученица Марфуша. Эта Марфуша была лучшей ученицей, проучилась три года. И вот прошло несколько лет. Марфуша выходит замуж. Надо расписаться. И вдруг оказывается, эта Марфуша, которая писала, соблюдая все знаки препинания, литературно уже писала, не может подписать своей фамилии - такой рецидив безграмотности“. Откуда взялся такой рецидив безграмотности? Оттого, что плохо учил ее учитель? Нет, не от этого. Рецидив безграмотности появился потому, что Марфуша, как вышла из школы, больше никакого печатного знака не увидела: газет не читала, книг не читала и занималась только повседневной домашней работой. Надо, товарищи, отдать себе отчет, что, как бы прекрасно ни учили на наших ликпунктах, каких бы хороших результатов ни достигали здесь, мы будем иметь много рецидивов, если не будем заботиться о том, чтобы во время обучения приучать учащихся читать газеты, пользоваться библиотекой».
В 1936 году вышло совместное постановление ЦК ВКП (б) СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных», которым предписывалось за год обучить грамоте два миллиона человек. Причем в ходе работы по выполнению этого постановления выяснилось, что даже в рядах «передового отряда страны», коммунистов, есть значительное количество не умеющих читать и писать. В Башкирии, например, обнаружили около 800 коммунистов, которые, как говорилось в документах, «являются азбучно неграмотными». А в Татарии на 1 января 1937 года после большой проделанной работы по ликвидации безграмотности среди членов ВКП (б) вновь оказалось 104 неграмотных (возвратно неграмотных, о которых писала Крупская).
По предварительным данным переписи 1937 года, в стране насчитывалось 62 521 486 неграмотных граждан и 61 333 867 грамотных. Если не считать детей до десяти лет, соотношение получалось чуть менее устрашающим - 26% граждан СССР не умело ни читать, ни писать.
Но даже с помощью приписок и подтасовок руководство страны не решалось объявить о приходе в СССР поголовной и стопроцентной грамотности. Во время переписи населения 1939 года в число грамотных записали всех, кто мог едва расписываться, и в результате объявили, что в стране 90% грамотных.
Все 1940-е годы в СССР на крупных заводах существовала должность «читчика газет» - «грамотным» советским людям было трудно прочесть мало-мальски длинный текст, а быть в курсе новостей требовала партия. Приходилось зачитывать, как глашатаям в средневековье.
На протяжении 1940-х годов в разных областях и республиках появлялись решения региональных властей о продолжении борьбы с неграмотностью. А когда 4 января 1957 года появилось постановление ЦК КПСС «О ликвидации неграмотности среди населения», стало понятно, что новый рубеж, намеченный партией и правительством, - 40-я годовщина Октября.
О том, что и эта попытка не принесла полной и окончательной победы над безграмотностью, свидетельствовало очередное партийное решение - постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года «О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР». И снова стопроцентного результата не получилось. Например, в отчете о выполнении постановления 1962 года в Кемеровской области говорилось:
«На 1 июля 1964 г. по городам и селам оставалось 725 неграмотных в возрасте от 16 до 49 лет. В текущем году завершена ликвидация неграмотности рабочих на предприятиях химической, металлургической и энергетической промышленности. На 1 июля 1965 г. по области осталось 398 неграмотных и 4155 малограмотных. Обком КПСС, партийные, профсоюзные, комсомольские организации городов и районов принимают меры, чтобы закончить обучение оставшихся неграмотных в течение 1965 года».
Ликвидация неграмотности в СССР - это затянувшийся на полстолетия позор «культурной революции», если она делается недоучившимися семинаристами и студентами в целях идеологической обработки масс.
P.S.
Мало того, что большевики отложили введение всеобщего начального образования на десять лет, разрушив систему начального и гимназического образования, так еще и, будучи поклонниками (в лице Крупской и Бухарина) идей американского педагога Джона Дьюи, они внедряли в учебные заведения новые для педагогики методы обучения США, такие как Дальтон-план и метод проектов, что привело к полной деградации системы образования. Их опыт применения выявил серьезные проблемы реализации западных концепций: учебный материал не мог быть систематизирован, а педагоги столкнулись со сложностью индивидуальной оценки знаний. Помимо этого, отсутствовал дидактический материал, который помог бы организовать самостоятельную познавательную деятельность. В этот же период широкое распространение получила лабораторно-бригадная форма организации учебного процесса.
Снижение роли преподавателя в процессе обучения с использованием этого метода приводило к появлению серьезных пробелов в знаниях, что сильно сказывалось на общем уровне подготовки и, в конечном счете, привело к необходимости полной реорганизации системы образования в начале 1930-х годов и восстановлению ее классического гимназического вида с классно-урочным методом обучения.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/ Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «
Суворов». Буду рад новым читателям!
«Названный Лжедмитрием». «Последняя война Российской империи»
(описание) Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
ВКонтакте
https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал
Истории от историка.