Обер-камергер Александр Львович Нарышкин, пользовавшийся расположением Александра I, был расточителен и жил на широкую ногу.
Однажды, после великолепного праздника, устроенного Нарышкиным на своей даче по Петербургской дороге, он оказался в больших долгах. Узнав об этом, император, бывший гостем на празднике, прислал ему в качестве компенсации книгу, в которую были вплетены 100 тысяч рублей ассигнациями.
Находчивый Нарышкин поручил передать императору свою глубочайшую признательность и присовокупил: «Сочинение очень интересное, и желательно бы получить продолжение».
Александр прислал вторую книгу с такой же начинкой, но приказал прибавить, что «издание окончено».
***
Генерал Левашёв играл всю жизнь и проигрывал огромные суммы, невзирая на изданный Александром I указ, запрещающий азартные игры, которые «исторгают из рук неопытных юношей достояние предков».
Однажды Александр I спросил Левашёва:
- Я слышал, что ты играешь в азартные игры, разве ты не читал указа, данного мною против игроков?
- Читал, ваше величество, - отвечал Левашёв. - Но этот указ до меня не относится. Он обнародован в предостережение неопытных юношей, а самому младшему из играющих со мной - пятьдесят лет.
***
Князь Вяземский, владелец усадьбы Осиновая Роща под Петербургом, сел играть в карты с графом Левашёвым и крупно проигрался. Чтобы отыграться, ему пришлось поставить на кон свою великолепную усадьбу со всеми постройками, но, увы, фортуна отвернулась от князя и на этот раз.
Тогда, чтобы как-то выправить ужасное положение, в котором он оказался, Вяземский предложил Левашёву вместо усадьбы взять в жены одну из своих дочерей. Великодушный Левашёв согласился. Был ли этот обмен равноценным, история умалчивает.