Славянские рабы: тысячелетняя охота

Jan 19, 2024 20:03







Славяно-германское пограничье от Балтики до Адриатики, где не стихали опустошительные войны, долгое время служило главным поставщиком прибыльного товара раннего Средневековья - славянских рабов, одинаково востребованных как в христианском, так и в мусульманском мире. Наиболее обильными его источниками в Центральной и Северной Европе были славянское Поморье и области, соседствующие с Баварской маркой. Славяне, расселившиеся по адриатическому побережью, становились желанной добычей для венецианских работорговцев.

Христианское и мусульманское законодательство накладывало строгие ограничения или полный запрет для правоверных на обладание рабами, принадлежащими к той же вере. Поэтому славяне, в большинстве своем еще язычники, идеально подходили на роль живого товара. Впрочем, соображения выгоды зачастую перевешивали юридические или морально-религиозные запреты, и рабы-христиане, захваченные в плен теми же славянами, были не менее частым явлением на невольничьих рынках Европы. Известно, что в 989 г. пражский епископ Адальберт-Войтех в покаянном порыве сложил с себя епископский сан из-за невозможности остановить продажу христиан в рабство.

По свидетельству Ибн Хордадбеха, работорговля в то время была монополизирована странствующими еврейскими купцами (рахдонитами), прибравшими к рукам торговые пути между Европой и Востоком. Они везли купленных на Дунае и в прилегающих землях славянских рабов на юг, в Марсель и Арль, откуда их морем переправляли в Кордовский халифат и далее в Северную Африку.

В арабской Испании о славянских рабах было известно с первых десятилетий исламского владычества на Пиренеях. Еще в 762 г. к багдадскому двору из недавно покоренной Испании прибыл посол Абд ар-Рахман Фихри по прозвищу ас-Саклаби, то есть Славянин. В Кордовском халифате IX в. рабы-«сакалиба» (славяне) уже составляли заметную прослойку населения. По свидетельству аль-Мукаддаси (947-1000 гг.), большая их часть подвергалась кастрации для дальнейшего использования в качестве евнухов в гаремах, а также мальчиков для утех - из-за широкого распространения в мусульманских странах педерастии. В испанской Лусене и франкском Вердене были налажены целые «фабрики» по кастрации рабов. От этой мучительной операции рабы, подавляющее большинство которых было детьми, часто умирали. Поэтому цена на кастрированного раба была почти в 4 раза выше, чем на обычного раба-мужчину.

Но славянские рабы играли в Кордовском халифате и более почетную роль. Довольно рано из них стали рекрутировать гвардию Омейядов. Уже при эмире аль-Хакаме (796-822 гг.) в Кордове существовал 5-тысячный корпус мамалик (славянских воинов-рабов). А в правление халифа Абд ар-Рахмана (912 - 961 гг.) в одной только Кордове насчитывалось 13750 гвардейцев-«сакалиба»; все они приняли ислам. Эти мусульманские «преторианцы» были лучшим военным формированием на Пиренеях. Порой они даже возглавляли арабские войска. В одной арабской хронике фигурирует Саклаб (Славянин), предводитель войск халифата, который в 980 г. совершил поход в Калабрию и захватил 12000 пленных. Другой славянин по имени Наджа (Спасение) возглавил армию, посланную халифом против испанского христианского королевства Леон. Даже позже, в XI в., когда на смену славянам стали приходить западноевропейцы - франки, ломбардцы и др., отряды халифской гвардии все равно продолжали называться «славянами» - «сакалиба» или, по-испански, eslavos [_Альтамира-и-Кревеа Р._ История Испании. М., 1951. Т. I. С. 96, 103, 184 - 190]. Порой они оказывали значительное влияние на политику всего халифата и его частей.

После падения халифата Омейядов (1031 г.) «сакалиба» захватили власть в ряде эмиратов, где они основали собственные династии. В основном «славянские» княжества располагались на восточном побережье Пиренейского полуострова - в Альмерии, Мурсии, Тортосе, Валенсии, а также на Балеарских островах. Лишь в конце XI в. берберская династия Альморавидов, вновь объединившая мусульманскую Испанию, ликвидировала эмираты «сакалиба».

Поток славянских рабов в христианские и мусульманские страны был настолько велик, что народная этимология в Византии и на Западе сближала этноним «склавены» («славяне») с греческо-латинским термином sclavus («склав») - «раб», на самом деле имеющим совершенно другую этимологию. По той же причине в средневековой еврейской традиции происхождение славян велось от «сыновей Ханаана», так как об этом библейском персонаже сказано: «раб рабов будет он у братьев своих».



Итак, упомянутая этимология (склавены - склав) «народная», мнимая. Слово «раб» в греческом языке происходит от греческого глагола skyleúo - означающего, «добывать военные трофеи», 1-е лицо единственного, числа которого выглядит как skyláo (см. _F. Kluge_, Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. 2002, siehe Sklave. Этимологический словарь немецкого языка, 2002, статья «Склаве».)

Таким образом, греческое слово «склав», «раб» - происходит от греческого же слова, первоначальным значением которого было «захваченный на войне», «пленённый на войне».

Похожую версию излагает и Köbler, Gerhard, Deutsches Etymologisches Wörterbuch, 1995 (Этимологический словарь немецкого языка Г.Кёблера, 1995). См. слово Sklave: «…zu gr. skyleuein, skylan, V. zu gr. skylon».

"Научная" теория, упомянутая в заглавии поста, возникла в XVIII-XIX вв. в западноевропейской публицистике. Полемика с данным мифом встречается ещё в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. (_Ф. М. Достоевский_. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 23. М., 1990, с. 63, 382.)

Но подлинная этимология здесь такова: филологи единодушны в том, что родиной термина «σκλάβος» («склавос» - «невольник», «раб») является Византия. Далее - из Византии, из греческого языка это слово попадает в средневековую латынь. Там оно приобретает форму «sclavus» («склавус»). А из средневековой латыни это слово распространяется почти во все западноевропейские языки.

Между тем исторический фон славяно-византийских контактов VI-VIII вв. не позволяет предполагать связь этого термина с этнонимом σκλαβηνοι «склавене», «склавины».

Наоборот, это славяне тогда массами угоняли греков в рабство.

По подсчетам Прокопия Кесарийского, каждое славянское нашествие стоило империи 200 000 жителей - убитыми и уведенными в плен. В это время население Балкан достигло минимума своей численности, сократившись с двух до одного миллиона человек (История крестьянства в Европе. В 2-х т. М., 1985. Т. 1. С. 27).

Исключительное свободолюбие славян также подчеркнуто византийскими писателями: «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле» (Император Маврикий. Стратегикон).

Рабство в Древней Руси

Древнерусское общество было по-преимуществу обществом свободных сородичей. Однако в нем уже существовал институт рабства. Рабами были пленники - мужчины, женщины и дети, захваченные в чужих землях во время военных походов. Для них был специальный термин - челядь.

Четкого, определенного законом (или даже обычаем) места для рабов в социально-экономическом укладе раннеславянского общества еще не было. Род, племя выступали главными собственниками и распорядителями захваченного полона, а отдельные члены племени были, по-сути, всего лишь временными пользователями рабского труда, в котором, впрочем, еще не существовало особой хозяйственной нужды. До своего выкупа или освобождения по сроку пленники выполняли роль домашних слуг, женщины зачастую становилась наложницами. Некоторую часть пленных использовали в качестве, так сказать, «алтарного мяса», то есть для ритуальных жертвоприношений, но этот кровавый обычай в средневековую эпоху отмечен только у славян Балтийского региона.

По известию Титмара Мерзебургского, поморские славяне после возвращения из успешного похода чтили своих богов человеческими жертвоприношениями. Лев Диакон пишет, что русы, хороня в Доростоле своих павших воинов, закололи «по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин».

Еще какая-то часть пленников оседала на княжем дворе в качестве отроков и домашней прислуги. В 944 г. Игорь, «утвердив мир с греками», одарил императорских послов «скорою, и челядью и воском». Вероятно, дружинники тоже владели челядью, предназначенной для личной эксплуатации. Договор 944 г. знает беглого челядина, «ускочившего от руси». Но потребности «двора княжа» в рабском труде пока что удовлетворялись небольшой частью полона. Основная масса захваченных рабов предназначалась для продажи. Челядь непременно присутствовала в ряду традиционных товаров русских купцов - мехов, меда и воска. Святослав следующим образом перечислил «блага», которые «сходились» в милом его сердцу Переяславце на Дунае: «от Грек поволоки, злато, вина и овощеве разноличьнии, из Чех и из Угьр - серебро и комони [лошади], из Руси же - скора [пушной товар] и воск и мед и челядь». В Царьграде был особый рынок, «идеже рустие купци приходяще челядь продают».

К середине Х в. в развитии древнерусского рабства обозначилось две линии. Одна продолжала традиции патриархального рабовладения, для которого было характерно «семейное» отношение к рабу как к младшему домочадцу. Из договора Руси с греками от 911 г. мы знаем, что древнерусский челядин обладал определенной правоспособностью - так, в случае незаконной продажи его в другую страну он мог требовать от тамошних властей возвращения назад, «в Русь».

Рабство в Древней Руси не было пожизненным. По истечении некоторого, точно установленного срока пленным предоставлялось на их усмотрение - вернуться домой за известный выкуп или остаться среди их бывших хозяев в качестве «свободных людей и друзей». Это показание императора Маврикия (середина VI века) находит соответствие в древнерусском фольклоре. В былине о Чуриле Плёнковиче говорится, как этот богатырь попал в услужение к князю Владимиру, фактически став его домашним рабом. Затем, по прошествии некоторого времени, Владимир даровал Чуриле свободу в следующих словах: «Да больше в дом ты мне не надобно. Да хоша в Киеви живи, да хоть домой поди».
Гардизи передает, что рабство в Русской земле не было пожизненным: «И там [у русов] находятся много людей из славян, которые служат им, пока не избавятся от зависимости».

От византийских авторов VI в. известно, что рабы у славян получали свободу вследствие внесения за них выкупа, истечения некоего срока услужения или досрочного распоряжения господина. По-видимому, эти же условия освобождения сохраняли действенность и в Х в. Однако превращение рабов в предмет купли-продажи и выделение работорговли в отдельную, доходную отрасль экономики свидетельствовали о формировании нового типа рабовладельческих отношений, где челяди была отведена роль уже не младшего члена семьи, а движимого имущества господина.

Крымская работорговля

На многие столетия Крым превратился в хищное гнездо, откуда
татарские ханы совершали разбойничьи набеги.



Литовское посольство пана Венцлава Миколаевича достигло Перекопа зимой 1542 года. Сидевший у городских ворот еврей-меняла, ведавший также местной таможней, не спеша осмотрел посольскую поклажу и вдруг осведомился: «Осталось ли ещё сколько-нибудь людей в вашей стране или их уже совсем нет?»

За этими словами скрывалась страшная правда о крымской работорговле.

Должность королевского писаря (секретаря) позволила пану Венцлаву повидать многие народы и страны. Он исправлял посольства в Литве, Московии, Крыму. Увиденное кропотливо записывал и под конец жизни поделился своими наблюдениями в трактате «О нравах литовцев, московитов и татар», изданном под псевдонимом Михалон Литвин. Крымские впечатления были одними из самых тяжёлых.

За Перекопом взорам пана посла открылась бескрайняя заснеженная равнина. То здесь, то там по ней бродили стада лошадей и домашнего скота, выгребая корм из-под снега. Но ещё заметнее были бесчисленные стада другого скота - человеческого. Города и аулы были буквально забиты христианскими невольниками. Держать по нескольку рабов в доме было обычным делом. На окрестные страны крымские татары смотрели как на неисчерпаемый резервуар невольников. Случалось, что бедняк приобретал коня и оружие под обязательство привести в условленный срок определённое количество пленников, словно они толклись у него на скотном дворе.

Слушая горькие рассказы полонённых людей, пан Венцлав вспоминал слова еврея-менялы, и ворота Перекопа теперь представлялись ему пастью чудовища, ежедневно пожиравшего тысячи его соотечественников.

С этими несчастными обращались хуже, чем с животными. Сильным мужчинам отрезали уши и ноздри, ставили клеймо на щеках и на лбу и, заковав в путы и кандалы, заставляли томиться днём на работах, а на ночь запирали в темницу. Кормили их червивой падалью, которую не ели даже собаки.

Молодые женщины становились наложницами. Некоторых из них, предварительно выучив искусно играть на арфе и плясать, заставляли развлекать гостей на пиршествах. Самых красивых пленниц, особенно принадлежащих к благородным семействам, отправляли в ханский гарем. Пану Венцлаву передавали, что и сам ныне правящий хан Сахиб-Гирей рождён от пленной христианки.



Королевский посол видел невольничьи рынки во всех городах, через которые проезжал. Но самый большой торг находился в Кафе.

На его глазах целые толпы закупленных рабов гнали с рынка прямо на корабли. Город Кафа (Феодосия), позже напишет пан Венцлав, может быть названа не городом, «а, скорее, ненасытной и мерзкой пучиной, поглощающей нашу кровь».

Считается, что до конца XVIII века через Крым прошло около 12
миллионов славянских невольников.



Из Крыма пленников развозили по всему Средиземноморью. В тысячах мусульманских домов - в Турции, Палестине, Северной
Африке - славянские рабыни убаюкивали смуглых детей русской или польской колыбельной.

Для Москвы крымский хан был наиболее опасным и беспокойным соседом. По свидетельству современников, крымцы не реже одного раза в год, а иногда и дважды, наведывались на московское пограничье. Главной добычей, которую они искали, был живой полон, в особенности дети, высоко ценившиеся работорговцами. Каждый татарин имел у седла большую корзину, куда сажал захваченных детей. Ослабевших или заболевших убивали и бросали на дороге.

От зоркого взгляда пана Венцлава не укрылось, что московские
пленники за своё умение бегать из неволи ценились гораздо дешевле других. Торговцы, выводя свой живой товар на продажу, выдавали русских за поляков и литовцев, громко крича, что это рабы самые свежие, простые, нехитрые, только что приведённые из народа польского, а не московского.

Эту черту русского характера неплохо бы знать тем, кто любит поговорить о вековечной рабской душе нашего народа.

«Русские своих не бросают», - эта поговорка была как нельзя более актуальна в XVI-XVII веках. В это время на Руси взимали специальный налог (полоняничные деньги) на выкуп пленников, уведённых в Крым. Сумма набиралась весьма приличная - до 150 тыс. рублей, что составляло больше 10% тогдашнего государственного бюджета. Заведовал этим сбором Посольский приказ.

Не все крымские пленники, получив свободу, возвращались в
Россию. Кое-кто оставался в Крыму, становясь тайным осведомителем русского правительства. Отправленный в Крым с посольством князь Щербатов, докладывал царю Фёдору Ивановичу в 1591 году: «У нас полоняники старые прикормлены для твоего государева дела».

Поступавшая из Крыма информация была чрезвычайна важна. Ведь во второй половине XVI в. крымский хан некоторое время буквально держал в руках судьбу Русского государства.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!



Открываю подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием».



«Последняя война Российской империи» (описание)

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

русские, славяне

Previous post Next post
Up