В то время, когда создавалась «Повесть временных лет», славянство переживало не лучшие времена. От былого всеславянского единства не осталось и следа, а часть славянских народов подверглась физическому и духовному порабощению. Держава Само распалась еще в VII столетии, венгры покончили с Великоморавским княжеством в начале X-го; спустя столетие Первое Болгарское царство подчинилось Византии; в XI-XII вв. немцы покорили полабских и поморских славян, частью истребив, а остатки их подчинив католическому влиянию; чехи и поляки добровольно склонились под латинский крыж еще раньше. И тем не менее, монах-книжник на берегах Днепра настойчиво повторял: славяне и русские - одно племя, славянский и русский «язык» (народ) - один есть. Задача «Повести временных лет» в том и состоит, чтобы объяснить, каким путем славяне превратились в «русь», сделались русскими, оставшись при этом в семье славянских народов.
Позвольте напомнить летописную повесть о начале Русской земли.
В вводной части летописи читаем, что после разрушения Вавилонского столпа и смешения языков сыновья Иафета «прияша запад и полунощные страны». В «Афетовой части» земли сидят народы: русь, чудь, меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угры, литва, зимгола, корсь; по морю Варяжскому, от земли Аглянской и Волошской к востоку до предела Симова приседят ляхи, прусь, чудь, варяги. Афетово ж колено и эти варяги: свеи, урмане, готы, русь, агляне, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедицы, фряги и прочие, которые приседят от запада к полунощи и соседят с племенем Хамовым.
Один из семидесяти двух «размешенных» языков, продолжает летописец, «бысть язык словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене». «Нарци» - это жители Норика, бывшей римской провинции в Восточных Альпах, в чьих пределах мы довольно неожиданно обнаруживаем славян сразу же после рассказа о разделении и расселении народов. Следующее свое передвижение славяне совершили значительно позже: «по мнозех же временах сели суть словени по Дунаеви». Затем, говорится в летописи, волхи (или волохи, влахи - неясный этноним, видимо не имеющий конкретно-исторического наполнения) напали на славян дунайских, сели среди них и начали их угнетать. Тогда-то и произошло расселение славян по Восточной Европе - «и тако разыдеся словеньский язык»: одни «седоша» по Висле и назвались ляхами, другие «седоша» по Днепру и прозвались полянами и древлянами, третьи «седоша» около озера Ильменя (Илмеря), срубили град и нарекли Новгород и т. д.
Поляне, которых теперь называют русью, - прямые потомки тех дунайских словен. Ведь словенскому народу учитель есть Андроник апостол; к мораванам доходил и апостол Павел, и учил там. Там и Иллирик, до него дошел апостол Павел, там и были словене поначалу. Так что словенскому народу учитель есть Павел, от этого племени, ведут свое происхождение и поляне-русь. Словенский народ и русский - один: от варяг прозвались русью, а сначала были словенами; хотя и полянами назывались, но словенская у них была речь; словенский язык у них один.
Род Кия стал владеть княжением в полянах. А у древлян было свое княжение, у дреговичей свое, у словен новгородских свое, у кривичей свое.
После смерти Кия пришли хазары и нашли полян на горах киевских сидящими в лесах. И стали брать дань на полянах, на северянах и на вятичах. А словене новгородские, кривичи, чудь и меря платили дань варягам, приходившим из заморья.
Но однажды встали словене новгородские, кривичи, чудь и меря на варягов, изгнали их за море и не дали им дани. И начали владеть сами собой и грады ставить. Но не было средь них правды, и восстал род на род, и была между ними рать великая и усобица. Тогда сказали они: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву. Уставим такового или от нас, или от хазар, или от полян, или от болгар, или от варягов». Посовещались и послали гонцов к варягам, к руси. Ибо те варяги, к которым отправилось посольство, звались «русь», как другие варяги зовутся «свеи», другие «урмане», «англяне», иные «готы»; так и эти звались «русь» (заметим мимоходом, что в этом знаменитом отрывке «русь» прямо и недвусмысленно отделена от скандинаво-германских народов Балтийского региона). Послы сказали руси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите к нам княжить и владеть нами». Тогда собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли. Старший брат именем Рюрик сел у славян ильменских в Ладоге, средний, Синеус, - на Белоозере между чудью и весью, младший, Трувор, - у кривичей в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля; новгородские люди - от рода варяжского, а прежде были словене. Рюриковы братья вскоре умерли, а он сел в Новгороде и стал один владеть своими и их землями.
Были у Рюрика два боярина - Аскольд и Дир, не из рода его. Они упросили отпустить их с дружиной в Царьград, на службу к греческому царю. Но по пути, плывя по Днепру, увидали они на горе мал городок. Пристали к берегу, спросили у местных жителей, чей он. Им ответили, что были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили этот городок, а ныне померли; потомки же их платят теперь дань хазарам. «Не платите хазарам, платите нам», - сказали Аскольд и Дир. Оставшись в городке князьями, они стали владеть полянской землей.
Постепенно им удалось собрать вокруг себя сильную дружину. С ней вознамерились они исполнить заветную мечту варяга: пошли на Царьград, но не на службу к греческому царю, а за добычей и данью. На двухстах ладьях приплыла русь к Царьграду. Но Богородица защитила святой город. Поднялась буря и разбила русские корабли, немногие дружинники возвратились со своими князьями в Киев. Было это при царе Михаиле, в 866 г., тогда греки и узнали о Русской земле.
Между тем по прошествии семнадцати лет своего княжения Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение старшего в своем роду, Олега. Олег взял с собой Игоря и пошел с дружиной к Смоленску, оттуда спустился вниз по Днепру к Киеву. Притворившись больным, послал он сказать Аскольду и Диру: «Я гость подугорский, иду в греки от князя Олега и княжича Игоря, да в дороге разболелся. Есть у меня довольно товара: великого и дорогого бисера и всякого узорочья. Придите ко мне без боязни». Аскольд и Дир вышли из города с малой дружиной и взошли на его ладью. Тут их окружили Олеговы дружинники. «Вы не князья, не роду княжеского, а я роду княжеского», - сказал им Олег и указал на малютку Игоря: «А вот сын Рюриков». Убив Аскольда и Дира, Олег сел княжить в Киеве и нарек этот город матерью городов русских. И были у него мужи - варяги и словене, и прочие, и все они с тех пор прозвались русью.
Вот этим рассказом, доведенным до вокняжения в Киеве Игоря, автор «Повести временных лет» исполнил свое обещание поведать, «откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».
Несмотря на кажущуюся цельность летописного рассказа, повесть о начале Русской земли является достаточно поздним компилятивным сочинением, составленным из разных источников. В ней четко различимы несколько версий происхождения Русской земли:
«Варяжская версия» - призвание из Балтийского региона «варяго-русских» князей, которые, следуя водным путем «из варяг в греки», распространяют название «русь» на население Новгородской земли и Среднего Поднепровья. Это - не шведы (свеи), не норвежцы (мурмане) и вообще не какое-то скандинаво-германское племя (скандинавы, готы и англяне (англы и даны) - «другие», не русь).
«Дунайско-моравская версия» утверждает этнокультурную идентичность полян-руси со словенами Иллирика, Норика и Подунавья (Словенский народ и русский - один: от варяг прозвались русью, а сначала были словенами; хотя и полянами назывались, но словенская у них была речь; словенский язык у них один).
«Греческая версия» связывает начало Русской земли с нападением русов на Константинополь в 866 году («отселе начнем и числа положим»).
Наконец, Никоновская летопись сохранила еще и «местную версию» исконного проживания «руси» в Северном Причерноморье и Крыму: «роды, нарицаемые руси… живяху у Ексинопонта [Понта Эвксинского, Черного моря]». Кстати, и греки упорно называли русов - скифами и таврами, а их родину помещали в район «Киммерийского Боспора (Керченского пролива).
Вопрос заключается в том, чтобы определить, какая из них является наиболее древней и как они соотносятся с исторической действительностью.
***
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/ Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «
Суворов». Буду рад новым читателям!
«Названный Лжедмитрием» . «Последняя война Российской империи»
(описание) Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
ВКонтакте
https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал
Истории от историка.