«Партизанская баллада», Май Вольфович Данциг
Партизанка в белой национальной одежде с винтовкой за спиной, кормящая грудью раненого солдата, символизирует Белоруссию времен Великой Отечественной войны. «Это ведь родная земля защищает своих сыновей-партизан и в тяжелую минуту кормит их материнским молоком», - так сам художник говорил об аллегории на своем полотне.
Мотив был взят из легенды о Кимоне и Перо, изложенной древнеримским историком Валериусом Максимусом (I в. н.э). В ней рассказывается о том, как приговоренного к голодной смерти старика из сострадания тайком кормит грудью его дочь. В Древнем Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. Легенда эта вдохновила многих живописцев (
https://vk.com/wall-179896552_38724).
Питер Пауль Рубенс «Отцелюбие римлянки». ок. 1612. Холст (переведена с дерева), масло. 140,5 × 180,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Нужно ли говорить, какой резонанс вызвала «Партизанская баллада» в свое время: ее со скандалом «завернули» с республиканской выставки в Минском Дворце искусств (советский выставочный комитет расценил картину как «кровосмешение»). Долгое время Данциг хранил картину в своей мастерской, прежде чем снова выставить ее в Центральном доме художника в Москве. В 2015 году «Партизанская баллада» была выставлена в галерее Саатчи в Лондоне. В настоящее время ее владельцем является Арт-фонд семьи Филатовых.
По материалам