Вельможный кошатник и заговорщик

Jan 07, 2023 10:03







В начале царствования Николая I петербуржцы с большим любопытством встречали на улицах экипаж князя Окропира Багратиони (1795−1857) - внука предпоследнего царя Грузии Ираклия II. Это был большой оригинал. Он выезжал в богатой карете шестериком с форейтором, со всегда с дымящимся кальяном в зубах и с десятком жирных котов. Восточный наряд его поражал воображение: одних изумрудов и рубинов, нашитых на нем, было более, чем на сотни тысяч.

Князь был помешан на церемонии и этикете. Его вносили и выносили на руках десятки лакеев, одетые в зелёные и малиновые бархатные кафтаны, за ним всегда следовал целый ряд карет с его придворными-дворянами. Князь был очень щедр и за раскурку своего кальяна платил своему придворному по червонцу. Ему все подавалось на золотых блюдах. Он любил, чтобы и пенсию, получаемую им от правительства, ему подносили чиновники при церемониале, и он каждого такого наделял щедро червонцами. Кредитных бумажек он не брал: будь их хотя на сто рублей или более, все они оставались на долю казначейского чиновника.

В многочисленный штат этого князя входило несколько заклинателей от разных болезней, которых он считал единственными знатоками медицины. Но когда в 1831 году первая холера посетила столицу, заклинателей у князя заменили кошки. Как-то, покушав не в меру жирного плова, он почувствовал припадки страшной гостьи, сейчас же прибегнул к заклинателям, но последние не принесли пользы. В отчаянии он разослал всех своих людей за докторами. Оставшись один, он кидался из угла в угол, не зная, что делать, и, нечаянно наткнувшись на своего любимого кота, с грустью прижал его к своей груди. Каково же было его изумление, когда, согревшись прикосновением животного, он почувствовал облегчение и вскоре задремал. Когда же открыл глаза, толпа докторов стояла в безмолвии перед его креслом. Болезнь миновала. С тех пор князь Окропир кошек считал единственной панацеей не только от холеры, но и от всех болезней, и более сотни разношерстных кисок стали навсегда обитателями его апартаментов.

Эти экстравагантные привычки не помешали ему стать вдохновителем и организатором заговора с целью восстановления грузинской монархии и отделения Грузии от России. В 1832 году заговор был раскрыт. Его участников арестовали и судили; смертную казнь им заменили ссылкой. Князь Окропир был выслан в Кострому (1834). В царствование Александра II его амнистировали. Умер он в Москве.

В Грузии князь Окропир почитается как национальный герой и борец за независимость.

привычки знаменитостей

Previous post Next post
Up