Уединение, исследованное с учетом его пагубного влияния

Dec 21, 2022 09:03


По кн.: Дэвид Винсент. История одиночества. М.: Новое литературное обозрение, 2022. Перевод с английского В. Третьякова.



Проблема желания людей проводить время, удалившись от социальной жизни, еще в 1780-х годах была всесторонне исследована Иоганном Георгом Циммерманом, лечащим врачом Георга III и Фридриха Великого, написавшим четырехтомный трактат «Об уединении». Сокращенный перевод этого исследования под названием «Уединение, исследованное с учетом его пагубного влияния на разум и сердце» в 1791 году был опубликован в Англии.

Единственный род легитимной тяги к уединению, который Циммерман согласен был признавать, - это потребность для человека, занятого интеллектуальным трудом, периодически оставаться в одиночестве, чтобы привести в порядок свои мысли. В иных случаях неуместное стремление избегать человеческого общества для Циммермана являлось явным симптомом патологического состояния меланхолии. Ужаснее всего в данном случае было то, что, оставаясь один и отравляя себя мрачными плодами своего воображения, больной лишал себя малейших шансов на выздоровление.

Циммерман яростно нападал в своем сочинении на монахов и отшельников, которые, по его мнению, не приблизились к подлинной сути христианского служения, а опошлили его. Беспокоило его и то, что отдельные приверженцы ценностей Просвещения вслед за Руссо «то и дело заглядываются на преимущества лесного убежища». Сам, будучи убежденным сторонником просветительского проекта, Циммерман воспринимал человека как существо исключительно социальное, а коммуникацию между людьми - как двигатель прогресса.

«Как и большинство его современников Циммерман не использовал слово „одиночество“, однако деструктивное уединение, которое он подробно обсуждал, во многом соответствовало современному употреблению этого слова. Ущерб причинялся тогда, когда человек отрывался от общества помимо его воли или же предавался такому уединению, как глубокая меланхолия или монашеский обет, - уединению, от которого нет спасения. В соответствии с преобладавшим тогда взглядом на этот предмет Циммерман предположил, что лишь определенной категории творческих мужчин можно доверить безопасное перемещение между творческим и вредным уединением», - пишет Винсент.

Проблема того, допустимо ли человеку пребывать одному, становится все более актуальной по мере наступления Модерна и стремительного переселения людей из деревни в город. С одной стороны, город представляет собой «новое общество незнакомцев», где вы можете не иметь ни малейшего представления о том, что за люди живут с вами по соседству. С другой - чем больше незнакомых людей окружает человека, тем сильнее зачастую возрастает его страсть к уединению.

В это же время формируется представление о трех различных формах уединения, все из которых досконально исследованы на протяжении книги Винсента. Первое - это воспетое поэтами-романтиками желание побыть на лоне природы и насладиться видом божественного творения. Второе - болезненное состояние, которое в английском языке обозначается не словом solitude (уединение), а loneliness (одиночество); в современном его значении (то есть как чувство экзистенциальной покинутости и отгороженности от остального мира) этот термин все чаще начинает употребляться именно в XIX веке. Наконец, третье - это кратковременная передышка, необходимая, чтобы скрасить свою напряженную жизнь какой-либо формой досуга.

Винсент подробно рассматривает различные хобби, ставшие популярными в XIX веке и связанные с получением удовольствия от одиночной деятельности - раскладывание пасьянсов, собирание марок, вышивание, рыбная ловля, садоводство, голубиные гонки и разведение животных для участия в выставках. Примечательно, что все эти занятия не только способствовали погружению людей в себя, но и объединяли друг с другом. Среди их любителей распространялась обширная периодика и, разумеется, устраивались полные неистового азарта соревнования.

«Ничто не было слишком маленьким для того, чтобы размножаться и выставляться. В 1896 году некто под псевдонимом Старый заводчик опубликовал руководство „Разведение мышей: виды, уход и выращивание“. Как и в случае с более крупными животными, раритетность означала ценность: „селекционные мыши всегда находят своего покупателя по цене от восьми пенсов до десяти шиллингов шести пенсов за пару в соответствии с расцветкой и т. д. Более того, пара черепаховых мышей была продана за целых тридцать шиллингов“», - отмечает Винсент.



University of Washington Libraries

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

быт

Previous post Next post
Up