С именем Ивана Грозного неразрывно связана политика опричнины. Явление это уникально и не имеет прямых аналогий в истории других стран. Не удивительно, что историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое опричнина и зачем она понадобилась грозному царю.
Я предложу один из возможных ответов на эти вопросы: опричнина была ничем
(
Read more... )
Подсвечник - явный фейк. Зачем даже задумываться о такой фигне? Из описаний немцев-современников ясно видно, что речь идет не о метле, а незнакомом им предмете, устроенным "наподобие метлы". Согласитесь, что "наподобие метлы" - это совершенно точно не метла : )
Что касается боярских фамилий, то даже среди них мы имеем типичное двоеверие. Малюта Скуратов (т. е. сын Скурата) - это человек из языческой семьи, причем открыто языческой. При этом он Григорий Лукьянович Бельский. То есть он - Малюта-Григорий, а его отец - Скурат-Лукьян. Подобное двоеверие было характерно и для Скандинавии, и для Англии. При чтении списка опричников нужно смотреть не на имена - всех крестили православными именами, а на отчество-фамилию. Это имена отцов. Так вот, треть отцов опричников - татары (Салтаны да Басманы), а треть - язычники (Бессоны да Нежданы). При таком количестве татар естественно, что были желающие набигать с бунчуками, как от дедов заведено. Собачьи (а может и других животных) головы - языческие тотемы.
Да и сам Иван Грозный был крещен, как Тит, называл себя Иоанн - это имя, полученное по семейной традиции в честь деда, а еще имел языческое имя Смарагд, надо полагать, необходимое при языческих ритуалах.
Reply
Таубе и Крузе: «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки (врагов царя), а затем выметают все лишнее (измену) из страны».
Наши: «ходиша и ездиша в черном… все люди опришницы, а в саадцех (саадаках) помяла (т. е. метла)».
Reply
1. Метла на кнутовище? Это как? Кнутовище - это же рукоятка кнута, 20-50 см длиной, и, очевидно, на одном конце - кнут, который используют для управления лошадью. Стало быть, "метла" не должна мешать работать всаднику кнутом, верно? Я думаю, что они тут пересказывают слова других немцев, а сами не видели того, о чем пишут. А вот тут видно, что пишет тот, кто видел сам (из Вики): Так, Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников». Штаден сам был опричником! А слово "бунчук" не употребляет, потому что оно было бы непонятно его читателям.
2. А как "наши" называли татарские бунчуки?
Reply
В Османской империи данное изделие обозначалось словом туг, либо кутас, почему русские и поляки турецкое туг переименовали в бунчук, неизвестно.
Reply
Хорошо, допустим, не бунчук (хотя не стоит отбрасывать) но и не смехотворная метла на кнутовище. По словам опричника Штадена - некий пучок чего-то на палке, носимый рядом с колчаном. Дурацкие метлы немцев - со слов Штадена.
Reply
Leave a comment