Как японцы выявляли тайных христиан

Apr 11, 2021 10:03


Фуми-э (яп. 踏み絵, фуми «наступать» + э «изображение») - изображения Иисуса Христа и Девы Марии, использовавшиеся религиозными властями сёгуната Токугава для выявления тайных христиан. Подозреваемому предлагалось наступить на такое изображение, чтобы доказать, что он не является христианином. Использование фуми-э началось во время преследования христиан в Нагасаки в 1629 году.





Частично от них отказались после открытия Японии в 1856 году (в тех портах, куда получили доступ иностранные суда), но на остальной территории страны фуми-э продолжали использоваться вплоть до периода Мэйдзи, когда запрет на исповедание христианства был окончательно отменён в 1873 году. Изображения были также известны как э-ита и ита-э, а само испытание - как э-фуми (яп. 絵踏み).

В соответствии с политикой периода Эдо христиан убеждали отказаться от своей веры; те христиане, которые отказывались сделать это, подвергались пыткам. Если после этого они продолжали исповедовать христианство, то правительство казнило их. Иногда казни проводились на горе Ундзэн в окрестностях Нагасаки, где некоторых христиан бросали в жерло вулкана. Нагасаки был в своё время одним из крупнейших христианских центров в Японии, поэтому там церемония попрания образов (э-фуми) проходила каждый год, в восьмой день первого месяца. Особую заботу о зрителях и зрелищности проявляли женщины в разноцветных кимоно - обитательницы квартала удовольствий Маруяма.

Некоторые жители голландской фактории Дэдзима описали подобную церемонию в своих дневниках и заметках. Среди них можно назвать садовника Георга Майстера, жившего в Нагасаки в 1682-83 и 1685-86 гг., который оставил возмущённый отзыв в своей книге «Садовник искусства и наслаждения в Восточной Индии» (нем. Der orientalisch-indianische Kunst- und Lust-Gärtner). Напротив, очень спокойным выглядит подробный рассказ Энгельберта Кемпфера, работавшего в Дэдзиме врачом в 1690-1691 годах:

«Образы, которые содержатся в специально сделанном ящичке, отлиты из латуни и составляют примерно фут в длину. Их попрание происходит следующим образом: после того, как совет следователей усаживается на циновку, все обитатели дома, большие и маленькие, вместе с живущими тут же семьями должны собраться в большом покое. Окажется жилье близких соседей слишком маленьким для проведения церемонии - придут сюда и они. Покрытые бронзой фигуры лежат на голом полу; назначенный для проведения э-фуми писец раскрывает свою книгу и зачитывает все имена; каждый, чье имя прочтено, подходит и проходит по изображению или наступает на него. Матери поднимают маленьких детей, которые ещё не могут ходить, и ставят ногами на изображение, что расценивается так же, как если бы они прошли по нему. Когда это закончится, хозяин дома ставит свою печать под свитком, как свидетельство того, что они держат сторону следствия, и для того, чтобы дознаватели могли отчитаться перед правителем».

христианство

Previous post Next post
Up