Джон Галлишоу. «Два единственных способа написать рассказ». 1928 год. (IV)

Aug 04, 2022 12:58

Если ваша история такова, что в определенный момент возможно только благоприятное развитие событий, в дальнейшем приводящее к сильной драматичной ситуации, препятствующей достижению цели, с вашей стороны будет мудрым шагом сразу указать на то, что хотя данная попытка героя увенчалась успехом, этот успех лишь временный. Например, в строках с 326 по 333 «Приключений Улисса» есть поворотный момент, когда Улисс и его последователи успешно ослепляют Циклопа. Но тут же читателю даётся указание на дальнейшую катастрофу или неудачу попытки достижения основной цели, когда Циклоп «заорал во всё горло, зовя своих братьев Циклопов, живущих в пещерах на холмах», и читатель узнает, что другие Циклопы, услышав ужасные крики, приходят к пещере, двигаясь со всех сторон, чтобы понять, что случилось с Полифемом. Таким образом, поворотный момент, способствующий достижению цели, который с точки зрения неразрешённости ситуации не столь желанен, как поворотная точка препятствия, превращается в таковую или же препятствие появляется сразу же за благоприятным этапом развития сюжета.

Следует однако отметить, что такой поворотный момент препятствия: это не просто повествовательное препятствие, а драматическое препятствие.

Повествовательное препятствие - это временное поражение. Драматическое препятствие - это обещание окончательного поражения, несмотря на временный триумф. Драма, для пишущего рассказы, состоит из:


(а) обещания преодоления трудностей.
(б) обещания конфликта с новым противником.
(в) обещания дополнительного конфликта с той же противодействующей силой.
(г) обещания надвигающейся катастрофы всему предприятию главного героя.

Таким образом, очевидно, что кризисы или поворотные моменты истории могут быть либо драматическими, либо повествовательными, либо и теми, и другими. То же самое происходит и с попытками, происходящими между кризисными точками сюжета

Эти попытки (единицы представления истории) могут быть интересны только если они приводят к событиям, которые вносят драматический или повествовательный интерес в сюжет. Кроме того, они также могут быть интересны и сами по себе. Чем проще прорисован контур этих попыток, тем менее интересны они сами по себе; и тем больше они должны зависеть от интересности сюжета, чтобы удержать читателя. В этом случае интерес читателя удерживается событием или результатом попытки, а не самой попыткой. В таких рассказах главный интерес заключён в увлекательности сюжета, а не интересности представления истории.

С другой стороны, чем более прорисован и развит контур попытки, тем больше она, сама по себе, будет достаточной для того, чтобы удержать интерес читателя. В этом случае появляется интерес к тому, как представлена история.

Для того, чтобы полностью понять фактическое различие между попыткой, введенной в историю для продвижения сюжета вперёд (интересность сюжета), и попыткой, введенной с целью удержать интерес читателя (интересность представления), я попрошу вас вернуться к «Приключениям Улисса».
Сначала прочитайте строки с 226 по 243;
Затем строки с 244 по 297.

В каждой из этих двух попыток добиться удовлетворительного результата возникают те же самые элементы. В первой попытке автор быстро переносит читателя в поворотную точку сюжета. Его не интересуют детали встречи и разговора между Улиссом и четырьмя членами его отряда, за исключением того, что всё это происходит в момент кризиса, который затрагивает сюжет.

По сравнению с этой попыткой есть и другое использование тех же самых элементов в той части приключений, что описаны в строках с 244 по 297. Здесь мы видим встречу и разговор между Улиссом и Циклопом, в котором Улисс пытается убедить Циклопа позволить ему уйти живым в награду за вино, которое он ему предлагает. Здесь общение между Улисом и Циклопом интересно само по себе; потому что драма возникает через столкновение целей.

Задача Улисса уговорить Циклопа, драматически сталкивается с целью Циклопа, - узнать имя того с кем он говорит. По завершении этого разговора цель Улисса не достигнута; так как Циклоп говорит: «Вот доброта, что я тебе явлю. Никто, я съем тебя последним из всех твоих друзей». Это мы видим в строках 294 - 297. Таким образом, здесь есть интерес к разговору, результату и развязке события. Это событие является кризисом препятствующим повествованию, поскольку непосредственная цель встречи (разговора) не достигнута; это также и драматический кризис препятствия, потому что он приближает или предвещает окончательную неудачу, угрожающую всему предприятию Улисса.

Кажется, настал хороший момент для обсуждения структуры презентационной единицы. Каждая история состоит из-за чередования единиц представления и сюжетных кризисов. Вместе они создают архитектурный образец. К настоящему времени, я надеюсь, очевидно, что единицы представления - это те части истории, которые в основном связаны с созданием образов персонажей в рассказе и, в частности, образа главного героя.

На данный момент лучше ограничиться иллюстрацией тех презентационных единиц, которые встречаются в теле истории, а не тех, что мы можем увидеть в других блоках рассказа. Давайте сначала обратимся к Приключениям Улисса. Ответы Улисса, в строках с 226 по 243, показывают, что он действует таким образом, чтобы указать на то, что автор называет 233 «отважной мудростью». В строках с 244 по 297 мы снова видим ответы Улисса; но в дополнение к этому показаны и ответы Циклопа. В строках с 297 по 336 идут ответы Улисса и Циклопа. Наконец, с 337 по 357 показана реакция Циклопа Полифема и его братьев находящихся снаружи.

Анализ этих строк вполне достаточен для нашей цели. В них раскрывается то, что единицы представления касаются встреч и реакций персонажей, приводящих к кризисам сюжета. Также они раскрывают то, что эти реакции могут исходить от любых действующих лиц рассказа и то, что поворотные точки сюжета или кризисы истории могут быть представлены читателю через блок представления, включающий в себя реакцию участников, отличающуюся от реакции главного персонажа, например, как это видно в разговоре между Полифемом и его братьями находящимися снаружи пещеры, что тоже является одним из презентационных блоков.

Создание образа, если говорить по-простому, сводиться к представлению того, кем является главный герой, через его реакцию на раздражители. На самом деле эта формула создания образа, в конечном итоге, превращается в очень сложную систему. Реакция персонажа может быть показана через то, что он делает, говорит или думает. Также она может быть раскрыта через эффект от его действий или через влияние его личности на других. Все, что вызывает какую-либо реакцию, является раздражителем для главного героя рассказа. Аксиоматично то, что ни один персонаж истории не может реагировать на раздражитель, не осознавая его. Так что, в основном, каждая реакция персонажа на раздражитель связана через контакт с ним. Вот почему я сказал, что в каждой презентационной единице, писатели показывают взаимодействие и реакцию персонажей. Взаимодействие не обязательно связано с реакцией, хотя очень часто так и происходит. Существует три вида взаимодействий, два из которых являются развязками. Крайне важно, чтобы вы научились различать их, потому что каждое имеет свое особое применение в единице представления; и по этой причине я попрошу вас использовать очень определенную и жёсткую терминологию, которая позволит вам избежать трудностей и недоразумений относительно значения того, что я скажу в будущем о любом из рассказов рассматриваемых в этой книге. Для первого вида взаимодействий, тех, что служат для того чтобы показать только реакцию героев на раздражитель (раздражитель не реагирует на героев), - я попрошу вас использовать слово “инцидент”.

Инцидент является единичным актом одного персонажа, реагирующего на раздражитель, сам же раздражитель не активен до такой степени, что у него нет никакого злого умысла относительно персонажа. В строках с 99 по 102 вы можете найти пример того, что я имею в виду. (Раздражителем является появление Полифема).

полезное для писателя, Джон Галлишоу

Previous post Next post
Up