Шесть советов по созданию фильмов от Жан-Люка Годара

May 17, 2017 22:59

Автор: LANDON PALMER
Перевод с английского: Sergey Toronto


Карьерьера Жан-Люка Годара была посвящена как чествованию, так и уничтожению кино, разбиранию его на части и созданию чего-то нового из этих частей, такого, что работало  против тех, кто чаще всего вступался за киноискусство. В фильмах Годара, речь идёт о разных вещах, их сюжеты простираются и включают в себя всё, от Вьетнама до проституции, революции и Джейн Фонды,  но при этом все его фильмы, неизменно, о кино.

Начиная с взрывного дебюта «На последнем дыхании» и заканчивая его выходом за границы формы в фильме «Прощай речь, 3D»,  бывший журналист издания Cahiers du Cinema и пионер французской новой волны, создавал свою карьеру, изучая то, что можно сделать с помощью такого мощного оружия как кино. В свои восемьдесят три года, он остаётся неутомимым эссеистом, постоянно провоцирующим, оспаривающим, задающим вопросы, ищущим новые способы переопределить и деконструировать то, что заставляет кино работать.

Так что, в свете его последней вышедшей картины, вот несколько бесплатных советов киношколы от режиссёра который однажды сказал: «всё что вам нужно для того чтобы снять фильм это девушка и пистолет»


“Кино - это правда 24 кадра в секунду…”

“Фотографировать лицо, это фотографировать душу скрытую за ним. Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду»

Эта цитата, регулярно приписываемая самому Годару, взята из его второго фильма «Маленький солдат» и была произнесена Мишелем Сабором в роли наёмного убийцы работающего на французскую разведку. Цитата была укорочена, деконтекстуализирована и (как, я уже сделал выше) отделена от всей фразы, став своего рода трактатом о Годаре, о его взглядах на то, чем является кино. Однако отношение Годара к кинематографу в действительности было немного сложнее, чем эта цитата, как он выразился в марте 1968 года в интервью Джину Янгбладу для Los Angeles Free Press:

“…кино это не то, что снимает камера; кино - это реальность фильма, перетекающая из действительности в камеру”

Присутствие камеры - вот что создаёт кино. Таким образом, кино существует далеко за пределами кадра и наполняет собой образ жизни и способ восприятия окружающего мира. Оно говорит нам, как нужно действовать, и обеспечивает механизм для наблюдения за собой. Фильмы создают свою собственную реальность, которая неотделима от той  «реальности», которую мы видим, как якобы отличную от той, что была снята.

“…и каждая смена кадра - ложь”

Это окончание цитаты взятой из фильма «Маленький солдат», слова, которые часто не упоминают, но которые столь же важны для понимания подхода Годара к съёмкам  фильма (и просмотру фильмов) как и предыдущая цитата. На одной из своих лекций в 1978 году, которые проходили в Монреале, Университете Конкордия  (эти лекции изданы в сборнике «Введение в истинную историю кино и телевидения»), Годар утверждает, что редактирование или «простое сведение вещей» является сутью кино.

И в фильмах Годара редактирование - это, то, где приёмы создания кинокартины проявляются наиболее сильно: от диссонансных и кинетических резких переходов в фильме "На последнем дыхании"  до затяжных пустот между кадрами в более поздних работах, например, в фильме «Хвала любви». Если кадр это непосредственно то, что было перед камерой, то что было ей заснято, тогда монтаж - это, то место, где  в фильм вмешивается личность режиссёра, диктуя  зрителю какой опыт он должен получить, через  контроль того, что он увидит и как он это увидит.

Ничто так очевидно не утверждает суждение Годара о том, что монтаж является сущностью кино, как его поздний  творчески опус "Истоия (и) кино" - кинокартина, состоящая из смежных и часто деконтекстуализированных фильмов, которые замедлялись, затемненялись текстом и воспроизводились как монтаж. Это была работа по созданию кино с  помощью кино, с помощью уже  существующих образов, которые он использовал, как такую же  часть реальности, что была при их изначальной съёмке и, ещё более редактируя их,  он всё глубже погружался в  составляющую сущность создания фильма.

Вы должны дистанцироваться, чтобы увидеть

image Click to view



Фильмы Годара хорошо известны своей психологической и эмоциональной отдаленностью от своих персонажей. Вместо того, чтобы вовлекать нас в мир фильма, как это делает классический Голливуд, работы Годара, наоборот часто отдаляют зрителя от повествования, показывая ему механизм создания кинокартины. Но именно благодаря этому процессу, как Годар рассказал Дику Каветту в 1980 году, у создателя фильма наконец-то появляется видение перспективы в отношении снимаемого объекта. Именно благодаря возможностям дистанцирования, которые присущи механизмам кинематографа, мы можем увидеть всё по-новому.

Вы можете посмотреть продолжение объяснений Годара здесь

Создание фильмов - это критика, а критика - это создание фильмов.

«Я не делаю различий между режиссурой и критикой. Когда я начал смотреть фильмы, это уже было частью кино. Если я пойду смотреть последнюю картину Хэлла Хартли, это тоже будет частью фильма. Нет никакой разницы. Я - это часть создания фильма и я обязан продолжать наблюдать за тем, что происходит»

Ты становишься частью фильма, когда ты смотришь фильм. Люди становятся частью твоего фильма, когда они его смотрят. Все участвуют в создании смысла кино.

Вряд ли для Годара, переход от кинокритики к кинопроизводству является каким-то прорывом, и именно между этими пространствами он и продолжает пребывать.

Вы никогда полностью не поймёте картофелину

«В фильмах нас тренируют американскому способу создания картин, приучая нас думать, что мы должны понимать всё и сразу. Но это невозможно. Когда вы едите картошку, вы не понимаете каждый атом картофеля!»

- из интервью газете The Christian Science Monitor, 3 августа, 1994.

Правил не существует. Игнорируйте все свистульки и погремушки, которые утверждают обратное.

image Click to view



В этом интервью, взятом у него в Каннах,  на премьере фильма «Прощай речь, 3D»,  Годар перечисляет  множество коммерческих кинематографических технологий, которые объявили себя техническими приёмами среды, его последний фильм, в частности использует  довольно привычные средства привлечения зрителя. Он утверждает, что все эти термины создают ложный негатив, структурирующее отсутствие якобы «низших» способов переживания кино. «3D» предполагает, что мы уже не видим  присутствие двумерных изображений в трёхмерных, поэтому фильм  «Прощай речь, 3D» использует эту технологию для того чтобы противостоять зрителю (и среде) с помощью чего-то отличного от обычного коммерческого использования 3D технологий.

Кино, утверждает Годар, «по-прежнему является областью, где правил не существует». Практика коммерческого создания кино, присутствие в нём зрелищных спецэффектов, обычаи производства фильмов, наряду с рекламой, предполагают, что правила всё-таки должны существовать, но эти правила должны рассматриваться, как изобретённые практики, предназначенные для обслуживания целей отличных от кино как такового, которые в свою очередь ограничивают кино.

Чему мы научились

Годар всю свою жизнь был убеждённым философом и провокатором, при желании можно было бы заполнить всю нашу рубрику его наблюдениями относительно кино. Но, как и сама киноиндустрия, работы Годара и его отношение к форме сильно изменились и в его идеях и в его эстетике, да, это в основном произошло в попытках обнаружить и понять какой именно следующий шаг сделает кино. Именно поэтому, этот восьмидесятилетний человек остаётся одним из самых  изобретательных кинематографистов живущих на земле.

Карьера Годара, двигалась от непростых голливудских условностей 60х к экспериментам с видеоартом в 80х годах, а теперь он исследует цифровые технологии. Будучи ревнивым последователем кино, Годар ни разу не проявил себя пуристом. Фактически он делал все с точностью наоборот, исследуя то, как новые технологии могут быть использованы для того чтобы исследовать кино заново, в неизведанных направлениях. Годар признаёт, что кино - это не закостенелая  практика, и он использует  неизбежные изменения, которые происходят со средой, как возможность высказаться «за» широкие кинематографические возможности  и «против» многоуровневых коммерциализированных обычаев. Само кино, во всех его формах всегда было для Годара самой подходящей платформой для критики кинематографа.

Источник: https://filmschoolrejects.com/6-filmmaking-tips-from-jean-luc-godard-64f4db3641d7/

советы сценаристам, Жан-Люк Годар, jean-luc godard

Previous post Next post
Up