Автор: Christopher Campbell
Перевод с английского: Sergey Toronto
Начав свою карьеру никому не известным кинорежиссёром в 1990-е годы, а затем, работая в качестве кинокритика для того, чтобы прокормить свою семью, Пан Чхан Ук, в 2000 году ворвался на сцену Корейского кинематографа вместе со своим фильмом «Объединённая зона безопасности», который стал мегахитом в Южной Корее. Четыре года спустя, благодаря Квентину Тарантино возглавлявшему жюри на Канском кинофестивале, он был удостоен главного приза за кинокартину «Олдбой», которая стала международной сенсацией.
С тех пор он не прекращает щекотать нервы кинозрителям по всему миру и ему сопутствует успех, который в первую очередь связан с его врождённым талантом захватывающего кинематографического рассказчика. Так что очевидно, что он не может дать вам никаких советом о том, как стать великим кинорежиссёром. Но у него есть шесть советов о том, что нужно делать с вашими способностями, если вы обладаете таковыми от рождения.
У вас не может быть никаких оправданий
Пак считает, что если вы действительно кинорежиссер, вы не можете быть ни кем кроме как режиссером, и он считает, что режиссура подобна наркотику. Как то он сказал, что, как только ты начинаешь снимать фильмы, ты уже не можешь остановиться. Но ты должен начать, и в наши дни нет абсолютно никаких причин и предлогов откладывать это начинание. Вот несколько советов, которые он дает молодым кинематографистам в книге “
Создание фильма: Режиссура”:
Сейчас мы живем в такую эру, (в отличие от того времени, когда я впервые начал заниматься кино), когда цифровые технологии позволяют снимать фильмы, даже если у вас вовсе нет денег, даже если у вас нет сотен людей, работающих над вашим фильмом. Поэтому вы больше не можете пользоваться оправданием, что у вас есть талант, но у вас нет ресурсов. Теперь мы живем в эпоху, когда вы можете снять фильм на свой iPhone, и загрузив его на YouTube посмотреть, что же вы создали. Так что, прежнее оправдание больше не распространяется на новое поколение.
И Пак точно знает, о чём говорит. Посмотрите его короткометражку «Ночная рыбалка» 2011 года, снятую на iPhone 4
Click to view
Click to view
И посмотрите видео, в котором рассказывается, о том, как снималась эта картина
Click to view
Не начинайте, стремясь сделать всё идеально.
В прошлом году на Международном кинофестивале в Марракеше, Пак выступил перед аудиторией. Вы можете посмотреть видео его выступления на сайте
The Film Stage, и вот несколько советов, которые он дал режиссерам, застрявшим на стадии написания сценария:
Общая ошибка у всех начинающих сценаристов состоит в том, что они пытаются быть совершенными в написании своего сценария - каждая написанная строка должна быть идеальной. Если вы будете так работать, вы столкнетесь с писательским ступором. И, как только вы окажетесь в такой ситуации, вы просто не сможете продвинуться никуда дальше. Если вы застряли, не важно, какое клише вам придётся использовать или насколько отвратительной будет написанная вами сцена или диалог, вам, возможно, придется подписаться на это. В такой момент важно преодолеть свой ступор и дописать всё до конца. Позже вы всегда сможете вернуться к тому, что написали. Если ваш первый черновик не идеален - это не имеет значения. У вас ещё будет возможность вновь переписать его и сделать всё так, как нужно. У вас будет возможность вернуться и наполнить свою историю сокровищами.
Всё должно происходить по какой-то причине
В конечном счёте, даже если фильм не обязан быть совершенным, он, по крайней мере, должен быть ясным в плане того из чего он состоит. Пак придерживается идеи, что всё что зритель видит на экране должно быть там по какой-то причине, вот как он объясняет это в интервью 2013 года для сайта Den of Geek:
Точно так же, как и во всех других видах искусства, всё то из чего состоит фильм, все его составные части, должны иметь причину присутствовать в нём. Каждый элемент. Словно шеф-повар, вы используете ингредиенты для создания чего-то, чего раньше не существовало. И вы должны тщательно подумать над тем, какие ингредиенты вы выберете, и в какой последовательности вы добавите их в своё блюдо. Подумать о том, как вы используете их, чтобы выразить свою идею. Или думайте о себе как о композиторе, пытающемся написать музыкальное произведение для оркестра, который для того, чтобы сделать это эффективно, пишет музыкальные партии для всех инструментов и думает о том, как они будут взаимодействовать между собой при звучании всей музыкальной пьесы. Всё то же самое применяется к кинорежиссёру. Ни одна вещь, которую вы видите или слышите в фильме, не попадает туда случайно. Все просчитано, у всего есть своё предназначение, всё находится на своём месте для того чтобы выполнить свою функцию. Поэтому, когда дело доходит до шаблонов, режиссёр просто не имеет права использовать их только из-за того, что они красиво выглядят.
Шокируйте и стимулируйте
Пак известен как один из самых провокационных режиссеров в мире, главным образом из-за явного использование в своих фильмах сцен насилия, спорных историй и сюжетных поворотов, в которых обыгрываются такие явления как инцест и лесбиянство, на которые в Южной Корее, по-прежнему, наложено табу. Он даёт разные объяснения, почему он сам и его фильмы провоцируют зрителей, но вот этот отрывок из интервью 2006 сайту
Future Movies remains остается лучшим объяснением:
Я думаю, что режиссёр задаёт зрителям вопросы. Современная аудитория часто не может на них ответить. Поэтому вы должны использовать шокирующие и стимулирующие вещи, чтобы подстегнуть их ... Речь идет о людях, о народе. Им нужно больше стимулов. Вы знаете, в боевиках они хотят, чтобы разбивалось ещё больше машин. Я думаю, что то же самое происходит, когда тебе задают философские вопросы, вопросы, связанные с искусством или моралью. Вам нужно сильнее стимулировать зрителя, чтобы он мог вам ответить. Так что я - своего рода кинорежиссер, который, если вы того хотите, разобьёт для вас ещё одну машину!
Дайте волю своим фантазиям
Будучи связанным с триллерами, посвященным мести, Пак часто обсуждает не только природу преданий о мести, но и их важность. С одной стороны, эти предания еще один способ привлечь зрителя, но кроме того, они также приносят пользу кинорежиссерам. Вот еще одна выдержка из его интервью Future Movies:
Месть - это то, что делает вас счастливыми и придаёт вам силы только тогда, когда это происходит в вашем воображении. Но когда дело доходит до реального осуществления оной, она никогда не принесёт вам счастья и никогда не удовлетворит вас. Потому что это акт абсолютной глупости ... Так что, пока месть живёт у вас в воображении, она полезна для вашего психического здоровья. Но её осуществление нужно постоянно откладывать, вы просто обязаны бесконечно откладывать месть.
А вот еще одна версия его регулярных признаний о катарсисе таких историй, размещённая на сайте
Guardian в 2006 году:
Люди практически не могут жить без ненависти. Нет ничего плохого в фантазиях о мести. Вы можете иметь такое чувство. Просто не нужно осуществлять свою месть.
В видео ниже, Пак отвечает на вопросы аудитории по поводу фильма «Олдбой» и признаётся, что создание подобных фильмов его приободряет, учитывая то, что он подавляет гнев на протяжении всей своей жизни.
Click to view
В своём новом интервью, данном
The A.V. Club, Пак заходит ещё дальше и обсуждает вопрос того, что все фильмы посвящённые мести должны заканчиваться определённым образом, чтобы зрители поняли её глупость:
Когда зрители наблюдают за драмой мести, они видят, что главный герой что-то потерял. Это заставляет их сочувствовать главному герою и вселяет в них злость. Они отправляются в путешествие вместе с ним, и в этом путешествии они сражаются на его стороне. Они не задаются вопросом о том, насколько бесполезен или бессмысленнен этот акт мести. Вернее, они не спрашивают себя о том, почему главный герой просто не сосредоточится на своей жизни здесь и сейчас, почему он не пытается думать о том, чтобы прожить остаток своей жизни более полноценно, но вместо этого занимается этой бесплодной деятельностью. Эта мысль не приходит зрителям в голову.
Поэтому они следуют за этим глупым желанием, и только в конце фильма, выйдя из кинотеатра, они начинают размышляют о том, что они видели, и понимают, насколько глупым является дело мести. Хорошая драма мести всегда должна заставлять зрителей думать именно так.
Любая рецензия - это хорошая рецензия
«Даже если на ваш фильм написали плохую рецензию, вы всё равно получили рецензию», - говорит Пак в видеоролике снятом на Международном кинофестивале в Марракеше, ссылка на который была приведена выше. Он объясняет, что его первые два фильма были полностью проигнорированы, что было хуже, чем, если бы они получили хоть какие-то отзывы. Также он упоминает о том времени, когда он работал в качестве кинокритика и о том, что он писал отзывы только на те фильмы, которые ему нравились, поэтому, если вы не слышали от него ничего по поводу фильма, это значило, что ему фильм не понравился, но не будет объяснять почему.
Судя по отчёту фестиваля, Пак затронул эту тему днём раньше на мастер-классе в Марракеше, сказав присутствующим, что плохие рецензии это всё ещё хорошо «по крайней мере вы получили рецензию...вы смогли вызвать какую-то реакцию». Всё это, конечно же, согласуется с необходимостью шокировать и стимулировать зрителя. Кинорежиссёр также упомянул критику и разочарованную реакцию публики, которую он вызвал своим дебютным фильмом на английском языке «Порочные игры». Вот слова, которые были записаны The Atlantic :
"Это очень сложная проблема", - сказал он. "Это правда, что, когда я смонтировал свой первый вариант фильма, я был полностью удовлетворен и думал, что это лучший способ подать фильм. Но потом я начал получать замечания от студии, и я был ошеломлён ими".
Но затем он менее категорично добавил:"Конечно, было больно проходить через все эти споры. Для меня это было что-то незнакомое мне. Но в результате этих жарких дискуссий я стал больше думать о фильме".
В конце концов, он пришел к третьему варианту: это был не его первоначальный вариант, и не предпочтительный результат который хотела видеть киностудия «новое решение ».
В завершении он сказал, что он остался очень доволен конечным продуктом, и «этот процесс, безусловно, сделал меня сильнее».
Он понял, что обратная связь, которую он получал, «даёт ему предварительное видение моей будущей аудитории» - под которой он, по-видимому, имел в виду американского зрителя, - «которая будет обсуждать этот фильм. И это позволило мне подойти к кинокартине с другим отношением».
Чему мы научились
Усчитывая то, какие фильмы он снимает, Пак, судя по его интервью, кажется, довольно непринуждённым парнем и его слова воодушевляют. В основном, все вышеупомянутые советы сводятся к одной мысли: просто делайте то, что должны и двигайтесь вперёд сконцентрировав все свои творческие силы.
Если вы созданы для этого - сделайте что-нибудь. Но не просто сделайте, а убедитесь в том, что то, что у вас получится будет увидено и об этом будут говорить. Ваш фильм не обязательно должен быть шедевром, но он должен быть сфокусирован на том о чём вы собирались сказать и это должно вызвать обсуждение и отзывы, пусть даже они и будут отрицательными.
Источник:
https://filmschoolrejects.com/6-filmmaking-tips-from-park-chan-wook-69200a513165/