Автор:
CHARLES MCGRATH, APRIL 22, 2004
Перевод с английского: Sergey Toronto
Летом 1937 года, без гроша в кармане, с кучей долгов, отчаянно пытающийся преодолеть тёмную полосу в своей жизни,
Фрэнсис Скотт Фицджеральд, переехал в Голливуд, где он присоединился к легиону других сценаристов с
Ундервудами.
Фицджеральд стал частью того, что стало новым литературным исходом. Среди писателей, которые вскоре присоединились к нему, были
Дональд Огден Стюарт,
Дороти Паркер,
Роберт Бенчли,
С. Дж. Перелман,
Натанаэл Уэст, а также британские писатели
Энтони Поуэлл и
Олдос Хаксли - и все они искали легких денег.
Фицджеральд пробыл в Голливуде на протяжении двух с половиной лет, дольше, чем большинство писателей-литераторов, переехавших туда в то время. И он работал усерднее многих над такими, теперь уже забытыми фильмами, как «
Янки в Оксфорде» и «
Мадам Кюри». Он написал огромное количество рукописей - трактовки, эскизы, зарисовки, правки и исправления - все эти записи, в основном, сделанные карандашом от руки.
Порядка 2000 листов - самая большая коллекция рукописей Фицджеральда из когда-либо выставленных на продажу, только что была приобретена Университетом Южной Каролины, который во вторник объявил, что этот новый архив под названием «Архив сценариев кинокомпании
Warner Brothers, написанных Скоттом Фицджеральдом», станет частью коллекции Мэтью Джей и Арлин Брукколи в библиотекие Томаса Купера.
Мистер Брукколи, учившийся ранее в Университете Южной Каролины, является известным архивистом и коллекционером, который написал и был редактором десятков книг о Фицджеральде, Хемингуэе и их поколении. Он приобрёл этот архив у дилера, который получил его от бывшего работника студии, чьё имя не разглашается.
Важность этого архива, как сказал Мистер Брукколи в одном из интервью в том, что «Он исправляет искажённое представление о годах жизни проведённых Фицджеральдом в Голливуде, представления о том, что все те годы он просто шатался вокруг пьяный, не заслуживая тех денег, которые ему платили». В отличие от многих других сценаристов, Фицджеральд «получив деньги, не сбегал», - добавляет Мистер Брукколи.
«К написанию сценариев он относился очень серьёзно», - продолжает он, - «просто разбивает сердце то, сколько сил он в них вкладывал». Новый архив, среди прочего, показывает нам, что Фитцджеральд к работе над сценарием подходил так же, как к написанию нового романа и часто, придумывал и записывал длинные предыстории для каждого персонажа, прежде чем приступить к написанию диалогов.
К слову сказать, Фитцджеральд пытался писать сценарии и до этого, во время тех коротких периодов в 1927 и 1931 годах, когда он работал на
Ирвинга Тальберга (того, кто позже стал прототипом его персонажа в романе ''
Последний магнат''). Но достиг он не многого, а живя на широкую ногу, он тратил больше чем, зарабатывал. Однако, в 1937 году, ему удалось заключить контракт с
MGM, по которому ему платили 1000 долларов в неделю, а позже, эта сумма увеличилась до 1250 долларов - великолепная зарплата для периода Великой депрессии.
В этот раз он жил скромно, арендуя квартиру в жилом комплексе ''Сады Аллаха'' на бульваре Сан-сет и честно приходил в свой кабинет на студии MGM, где пил Кока-Колу, пытаясь, не слишком успешно, держаться подальше от более крепких напитков.
Печально, но большая часть его работы была бесполезной.
Билли Уайлдер, друг Фитцджеральда и его почитатель, в тот Голливудский период его жизни, всегда считал, что его представление о том, каким должен быть сценарист, было слегка неверным. Однажды он сравнил Фитцджеральда с «великим скульптором, которого наняли на должность водопроводчика».
«Он не знал, как подключать трубы, чтобы по ним текла вода», - говорил Билли Уайлдер.
Как Уайлдер и предвидел, в Голливуде, Фитцджеральду в конце концов, не везло даже больше, чем таким писателям как
Уильям Фолкнер и
Раймонд Чандлер, которые, на самом деле, смогли увидеть один или два фильма, поставленными именно по тем сценариям, которые они написали. За всю свою Голливудскую карьеру сценариста, Фитцджеральда похвалили один единственный раз за фильм
1938 года «Три товарища» (снятым по одноимённому роману
Ремарка, с
Робертом Телором и
Маргарет Саллаван в главных ролях). Но даже этот сценарий был в значительной мере переписан продюсером фильма
Джозефом Лео Манкевичем. Короткое время и безуспешно, Фитцджеральд работал в качестве ревизионного корректора на нескольких других проектах (в том числе, в течение одной катастрофической недели или около того, он работал над фильмом «
Унесенные ветром», где ему было запрещено использовать при работе любые иные слова, которые не фигурировали в тексте
Маргарет Митчелл). Но после фильма «Три товарища», все его остальные проекты на студии MGM заканчивались неудачей. Так один из них, фильм под названием «Неверность», в котором должна была сниматься
Джона Кроуфорд, был отменён, из-за того, что
офис Брина, который контролировал стандарты киноиндустрии, усмотрел в этой картине сцены прелюбодеяния.
Материалы из нового архива, показывают, что Фитцджеральд тяжело перенёс закрытие этого проекта. Сначала она написал записку с просьбой переписать сюжет «с точки зрения воровства, а не прелюбодеяния, и посмотреть не получится также показать и драму». Через полтора месяца, он написал ещё одну записку, в которой говорилось, что у него «есть ясное представление о фильме» и где он объясняет, что очистив свой разум, он изменил «своё внутренне видение». Он указал, что как только он представил себе
Мирну Лой, в качестве ведущей актрисы, и
Кларка Гейбла в роли её мужа, с
Робертом Тейлором в роли ухажера, « всё немедленно встало на свои места».
Фитцджеральд писал эту вторую записку, крадя время у своего нового большого проекта студии MGM, экранизации пьесы
Клэр Бут Люс «Ох уж, эти женщины». На студии посчитали, что диалоги Фицджеральда, недостаточно язвительны. И заменили его на
Аниту Лус, автора книги «Джентльмены предпочитают блондинок».
Как и многие другие претенциозные сценаристы, Фицджеральд думал, что он может победить студийную систему. Он написал своей дочери Скотти, что он намеревается: «найти самого главного среди боссов и самого уступчивого из сотрудников, а затем драться с остальными зубами и когтями до тех пор, пока, фактически, я не останусь один в картине». Но, в конце концов, киностудия победила, как это всегда и бывает, отчасти потому, что Фицджеральд был неуступчивым и сопротивляющимся сотрудником, а отчасти, возможно, потому, что его талант изначально не подходил этой среде.
13 апреля мистер Брукколи, был в Нью-Йорке на литературном аукционе Sotheby. (Он выставил на продажу одну из фляжек для Скота Фитцджеральда, которая ушла за 42 000 долларов, но взамен приобрёл важную для него, подписанный экземпляр книги «
По эту сторону рая» за 19 200 долларов). Там он рассказал мне о приобретении новых архивных материалов для Университета Южной Каролины, упомянув что: «Никто даже не знал, что такой материал существует».
Мистер Брукколи сказал, что он не разговаривал с продавцом, но со слов дилера, он предполагает, что когда прежняя студия MGM в Калвер Сити консолидировала свои активы в начале 1970-х годов, многие рукописные материалы уничтожались, но сотрудник компании - продавец архива Фицджеральда, забрал домой эти бумаги как сувенир. «Этот парень оказался достаточно сообразительным, понять что такое сценарии Скотта Фитцджеральда», - сказал мистер Брукколи.
«Он не крал эти материалы», - добавил мистер Брукколи. «Но, строго говоря, он также и не владел ими - так как он не являлся владельцем авторских прав». Юристы позже установили, что права на рукописи Фицджеральда, которые были подготовлены им в его бытность наемным работником, принадлежат не Фицджеральду, а студии MGM, фильмы которой теперь принадлежат компании Warner Brothers.
После состоявшихся переговоров Warner Brothers разрешили Университету Южной Каролины выкупить архив для научного использования. Деньги в размере 475 000 долларов были предоставлены библиотеке двумя университетскими фондами, образовательным и исследовательским, которые, как ожидается, будут выплачены в течение семи лет.
В Нью-Йорке у мистера Брукколи была с собой выразительная часть нового архива: пятистраничный меморандум Фицджеральда написанный им продюсеру
Ханту Стромбергу, в котором он говорит о «радикальном отступлении от образов».
«Предположим, что вы были ребёнком из богатой семьи и росли в особняке на Пятой авеню», - начинает он. «Предположим, что… я был бедняком с острова Эллис»
И это продолжается в том же духе, написанное прекрасным слогом Фитцджеральда, где он фантазирует о подмене индивидуальности, показывая нам, что его мысли, за последние годы изменились очень мало, и что экран кинотеатра, для которого он не смог писать, всегда был для него лишь большой печатной страницей.
Источник:
http://www.nytimes.com/2004/04/22/us/fitzgerald-as-screenwriter-no-hollywood-ending.html