Автор: PETER DERK, FEBRUARY 3, 2016
Перевод с английского: Sergey Toronto
Если вы ещё не видели сериал «Создавая Убийцу», я сожалею. Эта статья будет выглядеть для вас запутанной и раздражающей.
Если же вы его посмотрели, тогда вы знаете, о чём эта дикая история или даже так, дикая история ВНУТРИ дикой истории. Это словно русская матрёшка, наполненная ужасающими историями, но вместо маленькой, крошечной фигурки в центре, там находится белый, обжигающий шар беззакония.
Что же такого особенного в это истории? Почему она, среди всех других, привлекла к себе такое повышенное внимание? Почему многие из нас сидят допоздна и ждут, чем же она закончится?
Как рассказ о неприятностях с законом Стива Эйвери превратился в эпическую историю?
Краткое введение
Если вы пока не посмотрели этот сериал и планируете это сделать, возможно, эта статья не для вас. Я постараюсь избежать спойлеров, но о некоторых аспектах истории мне придётся упомянуть.
Если вы не смотрели сериал и не планируете этого делать, давайте я коротко перескажу вам главное:
Создавая Убийцу документальный сериал, состоящий из десяти серий, которые были представлены все одновременно на канале Netflix. В сериале показана история Стива Эйвери, человека которого ложно обвинили и осудили за изнасилование в 1985 году. Эйвери отсидел в тюрьме почти двадцать лет, прежде чем появилось доказательство его невиновности, основанное на ДНК тесте, после чего все обвинения с него были сняты. Как только это произошло, стало очевидно, что департамент шерифа округа Манитавок, те люди, которые посадили Эйвери за решетку, провели небрежное расследование и даже более того, они игнорировали доказательства его невиновности при аресте и во время следствия.
Стив Эвери решил подать в суд на округ Манитавок за причинённый ему моральный ущерб. Перед тем, как должно было состояться заседание суда, где он имел огромные шансы выиграть у округа миллионы долларов, пропала женщина. Чуть забегая вперёд, скажу, что эта молодая женщина была убита, и как казалось, Стив Эйвери является главным подозреваемым.
Большая часть сериала Создавая Убийцу, сфокусирована на втором деле против Стива Эйвери, в дополнении с ещё одним слушанием дела против Брендона Дейси, племянника Эйвери, кто возможно был, а может и не был причастен к убийству.
Рассказ в документальном фильме
Конечно, найдутся те, кто скажет, что документальность не включает в себя повествование присущее рассказам. Всё что нужно автору это быть в нужном месте в нужное время. Ты просто направляешь камеру на то, что происходит и нажимаешь на большую красную кнопку.
Те, кто такое говорят, видели недостаточно документальных фильмов. Или видели недостаточно плохих фильмов. Поверьте мне, когда вы увидите такой фильм, где люди просто направляют камеру на то, что происходит, вы сразу это поймёте. Посмотрите, как это делает
Кирк Камерон, если вы мне не верите.
То, как выстроены кадры. То, что попало в фильм, и что нет. То, как всё подаётся. Всё это вводит документалистику в сферу художественного повествования.
В сериале Создавая Убийцу, всё выглядит очень естественным и за это нужно сказать спасибо создателям фильма
Мойре Демос и
Лауре Риккарди, которые провели потрясающую работу.
Благодаря хорошему повествованию, сериал смотрится на одном дыхании.
Формат и соучастие в просмотре.
Формат сериала Создавая Убийцу, это десять серий, которые были представлены телеканалом Netflix одновременно, а это означает, что сам зритель решал, как быстро он хочет их просмотреть. С продолжительностью всего сериала порядка 10 часов, Создавая Убийцу, является фильмом, который вам тяжело просмотреть за один раз. Но, вы приходите домой в пятницу вечером и говорите себе, что посмотрите один, может быть два эпизода, а потом, бах, вот уже понедельник и вы сидите у себя в офисе и всё ещё не можете поверить, что просмотрели всю эту разворачивающуюся драму за три дня, и не помните меняли ли вы своё нижнее бельё в эти выходные.
Это классическая история с каналом Netflix. Особенно то, что касается нижнего белья. Но в данном случае, проведенные часы за просмотром, приводят к ещё одному результату, кроме того, что превращают вас в дурно пахнущего офисного работника.
За эти проведенные у телеэкрана часы, увидев то, что он увидел, зритель становится причастным к чему-то.
Создавая Убийцу не лёгкий сериал. Речь идёт об убийстве. Это всё реальная жизнь. А вам, как зрителю, приходится бороться с тем чувством, насколько вы наслаждаетесь этой ужасающей драмой происходящей с реальными людьми, жизнью и смертью.
Этот сериал отличается от обычного документального фильма, так как не важно, насколько интересным может быть такой фильм, вы не будете смотреть его десять часов подряд.
И этот сериал отличается от различных криминальных шоу показывающих судебные прения, потому что всё в этом сериале настоящее.
Выбирая к просмотру этот сериал, зритель должен смириться с тем, что он развлекает себя чем-то ужасающим, и знать, что весь этот ужас реален.
Я помещу здесь цитату,
брата Hae Min Lee, жертвы, чей убийца снабдил материалами подкаст первого сезона Serial. Брат Lee написал на Reddit:
...Я не буду отвечать ни на какие вопросы... ДЛЯ МЕНЯ ЭТО РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Для ваших слушателей, просто ещё одно загадочное убийство, криминальная драма, еще один эпизод CSI. Вас не было там и вы не видели, как ваша мать плачет каждый вечер, как у неё случается сердечный приступ, когда она узнаёт о том, что нашли тело, и вы не ходили в суд практически каждый день в течение года и не видели, как ваша мать рыдает и падает в обмороки. Вы не представляете через что мы прошли. Особенно те, кто утверждают, что наша семья ответственна и замешана в этом… вы просто отвратительны. Позор вам. Я молюсь, чтобы вам никогда не пришлось пережить то, что мы пережили и чтобы вашу историю не услышали 5 миллионов слушателей.
Заставить зрителя быть частью истории - это искусное повествование.
Хорошее редактирование = хорошее повествование
Я не буду вам лгать. Отчасти, почему я написал эту статью, связано с тем, что пару недель назад я участвовал в суде в качестве присяжного. Господи, какая же это скука смертная.
Конечно это наш гражданский долг, но это такое занудство. Словно самое худшее, что есть в очередях на получение водительских прав и проверкой в аэропорту смешали вместе. Ты приходишь утром. Проходишь сквозь рамку металлодетектора. Смотришь видео о том, как важно прийти в суд если тебя выбрали присяжным ПОСЛЕ ТОГО КАК ТЫ УЖЕ ПРИШЁЛ. Женщина рядом с тобой, пишет какое-то сообщение на старом кнопочном телефоне и каждый раз, когда она нажимает на клавишу, телефон противно пищит. Знаете сколько бипов нужно для того, чтобы послать сообщение? Четыре миллиарда.
Пока я там сидел, я думал о том, насколько интересным был сериал Создавая Убийцу, и понимал, что создатели фильма провели КОЛОССАЛЬНУЮ работу по редактированию материала чтобы привести его в разумный, приемлемый формат. Ведь если я просидел почти 5 часов в комнате ещё до того, как началось заседание, они должно быть провели огромное количество времени в таких скучных комнатах, пока шло слушание по этому большому делу об убийстве.
На самом деле создатели фильма вырезали многое. 700 часов съемок уменьшились до 10 часов. То есть, то, что у них получилось - это порядка 1% от всего отснятого материала.
Я уже писал раньше, но повторюсь, хорошее редактирование = хорошему повествованию. Когда вы смотрите на гору материалов, вам нужно выбрать лучшее и сфокусироваться на том, что вы будете использовать только абсолютно хорошее и самое необходимое. А когда мы говорим о такой сложной и запутанной истории как в сериале Создавая Убийцу, всё становится ещё тяжелее. Нужно ли оставить вот этот кусок или может быть вот эти эмоциональные кадры? Было сделано много выборов и явно, большинство из них были верными.
Хорошее редактирование = хорошему повествованию.
Злодеи
В каждой истории должен быть злодей и без сомнения в этой истории самый главный злодей Кен Кратц.
Не трудно понять, почему зрители чувствуют такое презрение к Кратцу. Он на другой стороне баррикад, он нагло эксплуатирует хорошее отношение к правоохранительным органам, а его
похотливые сообщения ранжируются также, как и эротические записки президента
Уоррена Гардинга когда речь заходит о политиках переходящих черту.
На самом деле, давайте поиграем в игру Гардинг или Кратц!
Сможете ли вы отгадать, какая из записок написана бывшим президентом Гардингом, а какая бывшим прокурором Кратцем.
Спасибо что вы меня ещё терпите. Хотелось бы мне, чтобы вы были не нашей клиенткой. Было бы классно с вами познакомиться!
Мне нужно чтобы вы мне помогли. Да, вы рискованны и можете держать рот на замке, вы думаете, что всё это забавно… или думаете, что мужчина, который старше вас вдвое вызывает гадливость и пусть он всё это прекратит.
Я серьёзно! Я юрист! У меня дом за $350,000. Шестизначная зарплата. Может быть ты и высокая, молодая, горячая нимфа, но я твой счастливый билет! Начни это понимать.
Моя дорогая, нет слов, которыми я бы мог выразить всю степень моей любви к вам - безумная, нежная, преданная, пламенная, нетерпеливая, страстная, ревнивая… жаждущая…любовь…
Вздох. Придурки больше не выражают свою пылкую любовь так, как раньше, не так ли?
На самом деле, в этом документальном фильме рассказывается, как Кратц посылал сексуальные сообщения жертве домашнего насилия, женщине, которой он должен был помогать в своей роле прокурора округа и это окончательно превращает его в настоящего злодея.
До момента пока не появились сообщения Кратца, единственное, что показывало его истинную натуру, было то, как он делал свою работу. Это борьба, и мы видим его, как цепкого прокурора, который требует признания подсудимого виновным. Он делает свою работу, но есть в нём что-то, что вам не нравится с первого взгляда.
Когда выявляется его некорректное поведение и то, что штат Висконсин, пытался спустить это дело на тормозах, рассказчики показывают нам настоящего злодея которого мы и хотели увидеть в Кратце.
В хорошей истории всегда есть хороший злодей.
Плюс ко всему у него ещё и усы как у
Синди Виплаша. Герои
В истории, без сомнения, есть герои - это Джерри Бутинг и Дэн Странг, адвокаты обвиняемого.
Герои введены в сериал очень тонко. Эти два парня появляются вначале, как просто ещё два очередных человека в костюмах, кружащих вокруг этого дела. Но к концу серила, зрители ими просто очарованы.
Создатели сериала провели огромную работу, незаметно введя этих персонажей, позволяя им говорить за себя и позволяя аудитории постепенно влюбиться в них. В сериале ни трубят фанфары, когда они появляются в кадре. Нам не говорят, что вот это хорошие парни, вместо этого, кадр за кадром нам показывают, как они работают и своей работой они прочно занимают места в наших сердцах. Отлично применено старое, доброе правило «показывай, не рассказывай»
Я не хочу возиться с тем, чтобы доказывать вам, понравились ли они людям или нет. Думаю, что то, что сейчас есть о них в интернете, говорит само за себя.
В хорошей истории герои появляются сами собой.
Правильное использование времени
Отличительной чертой плохой истории является то, что вы не имеете ни малейшего представления о том, сколько прошло времени. Всё что происходит, происходит за день? За год?
Время, это одно из секретных оружий сериала Создавая Убийцу. Быстрый экскурс в прошлое, затем замедление на настоящем, а затем в конце сериала опять убыстрение времени.
То, как течёт время в сериале выглядит очень реальным и ощутимым, особенно когда, ближе к концу. Вы видите лицо Стива Эйвери. Ох, и Брэндон Дейси. Мы ещё не говорили о нём, но поговорим.
Здесь так мастерски используется время, что к концу, мигающие цифры дат внизу экрана УЖЕ ЧТО-ТО ЗНАЧАТ. Обычно я не обращаю внимание на мигающие цифры в углу экрана и ничего не чувствую. Скажу честно. Это единственный фильм, где несколько раз, когда в углу экрана кадра загоралась дата, я вскрикивал «Да быть такого не может!»
Время может работать или на историю или против неё и рассказчики в данном случае смогли приручить время и заставить его делать свою работу.
Правильное использование времени = хорошее повествование.
Сильные истории А и Б
История Стива Эйвери сильна и привлекает к себе сильное внимание, но по моему мнению история Б, история Брэндона Дейси и его слушание дела об убийстве, ещё более душераздирающее.
Смотря историю Стива Эйвери, мы видим что-то, что заставляет нас задуматься. Вы действительно задаётесь вопросом, подставили ли его. Вы думаете, что случилось с жертвой Терезой Гальбах.
В истории же Брэндона Дейси, мы видим что-то по-настоящему, неоспоримо душераздирающее. Подростка с низким интеллектом полиция вынуждает сделать признание, и очень тяжело смотреть на кадры без ощущения того, что этого парня принудили. Вы смотрите и видите, как Брендон снова и снова называет себя тупым. Вы смотрите на то, как он стесняется того что он жирный. Вы смотрите, как он говорит обо всех этих подростковых вещах стоя перед всем миром.
О чём иногда забывается при просмотре историй А и Б, это то, что эти истории может быть и связаны но при этом они о разном. Сюжет А заставляет тебя думать, а сюжет Б - бьёт тебя прямо под дых. То, как обе эти истории были поданы, эти отдельные нити, которые переплетаются - это сильная техника повествования и безусловно то, что увлекает зрителя.
Хороший баланс историй А и Б = хорошему повествованию.
Своевременность
Без сомнения, это история о нашей эпохе.
Интересно видеть то, как прокурор Кен Кратц использует непогрешимость офицеров полиции, как доказательство в течение всего слушания дела.
В 2005, когда произошёл этот случай, мы жили в другом мире. Конечно, маленькая община на 94% состоящая из белых, могла бурно отреагировать на то, что полиция может быть не права, в 2005.
Но в 2015 и 2016, в мире, который больше чем эта община - чувства уже другие.
Полиция больше не идеальна, они уже больше не те честные парни как мы думали. Или по крайней мере, мы стали задаваться вопросом об их статусе. Всякий, кто рассказывал свою историю в неправильное время, потом понимал, насколько важна своевременность. Вы должны ждать нужного момента. Например, вы не идёте на свидание и в момент, когда на стол приносят еду, не говорите о сбросе фекалий в реку с моста, которые попали на лодку с туристами.
Своевременность это то, что должно быть в хорошем повествовании.
Нам не дали ответы
Создавая Убийцу, это запутанная, таинственная история. Вместо детективного романа, где в конце мы узнаём о том, кто убийца, нам показали детектив, где в конце мы задаёмся вопросом, а кто не убийца? Всё это порождает море догадок и последующие часы в интернете в поисках разных версий.
Это интересный выбор, уклонится от выводов и догадок о возможных подозреваемых. Но я думаю, что это является важным.
Создатели фильма пытались создать хороший документальный фильм, а также сделать так чтобы люди говорили об этом странном, нечестном и несправедливом деле. По моему мнению, то как была рассказана эта история оставило множество вопросов, которые все хотят обсуждать.
Создатели сказали своё слово, а теперь они позволяют всем остальным сказать своё.
Они хотел создать что-то великое и чтобы люди говорили об этом.
Если история достигает таких целей, это всегда результат хорошего повествования.
____________________
Что вы думаете? Впечатлил ли вас сериал Создавая Убийцу?
Источник:
https://litreactor.com/columns/making-a-murderer-how-storytelling-made-it-so-damn-compelling PayPal:
sergeytoronto@mail.ru Карта Сбербанка: 676280388660490217