Кто из нас не сталкивался с ощущением собственной убогости и беспросветной тупости, глядя на тот или иной образец современного искусства?
Смотришь на арт-объект и гадаешь - то ли я дурак, неуч и консерватор, то ли автор арт-объекта с галеристами и искусствоведами так зло смеются над «непросвещенной толпой».
Самым великим произведением искусства ХХ века по некоторым версиям признан самый обычный писуар (см. фото). Он, дескать, совершил настоящую революцию в искусстве. Тут, думаю, стоит вспомнить, что такое революция, например Великая Октябрьская, и к каким последствиям приводят революции. Вспомнили? В результате революции-переворота-бунта-путча (выбрать по душе) старое ломается, бросается в топку, устроители оного называются великими человечищами, тысячи последователей стадом идут в указанном новом верном направлении, пока не проходят по кругу, осознав, что шествовали, как зомби, черт знает куда. Вот только время потеряно, человеческие судьбы перемолоты, и вспомнить стыдно.
В искусстве все так же. «Современное искусство не интересует красивое», оно настолько выше обманчивой и сладенькой внешней стороны, что целиком сконцентрировано на сути, содержании, концептуализме. И ему плевать, что само это современное искусство не интересно никому вокруг, кроме узкого круга так называемой арт-богемы. Да и этой самой арт-богеме интересна на самом деле не сама концепция, а за сколько это можно продать богемным коллекционерам. Богемные коллекционеры - это обалдевшие миллионеры, которые «в гробу видали» саму концептуальность, они «инвестируют в искусство», чтоб еще одним способом сохранить свои миллионы, возможно, даже навариться через некоторое время. И еще, чтоб потешить свое эго - вон я какой утонченный и приподнятый над чернью, я понимаю то, чего этим убогим никогда нипочем не понять.
Есть своеобразный вид соцзаказа - дайте нам то, благодаря чему мы будем позиционировать себя как передовой, элитный слой общества. Так как этот соцзаказ щедро оплачивается, художники из кожи вон лезут, чтоб породить что-нибудь эдакое, поизвращенней.
Кто-то пишет собственной кровью, кто-то собственным калом - это же воплощенный внутренний мир автора. Балерины писают прямо на сцене. Некрасиво, зато концептуально! «Все уже высказано на несколько раз, осталось лишь рефлексировать над рефлексией рефлексии» - вот основной лозунг современного арта.
Сейчас время глобального потребления - «потреблядства», как его еще называют. За деньги можно приобрести что угодно, даже ребенка вопреки биологической логике. Если есть достаточное количество денег, не нужна любовь, не нужен секс, матери даже не обязательно вынашивать свое дитя. Выносит другая.
Элитный класс желает подчеркнуть свою элитарность, за деньги художники дадут эту возможность. Обслуживающие высшее общество искусствоведы подтвердят: «да, это мега современно, передово, концептуально, короче, это дорого, круто и доступно лишь избранным». И кто-то, а таких очень много, чтоб не ударить в грязь лицом, начинает поддакивать - да-да, вижу-вижу, круто-круто. Пишутся статьи, снимаются сюжеты для телевидения, идут жаркие споры, льются рекой денежки.
Мало кто осмеливается сказать очевидное: «А король-то голый». Но даже, если скажет, эти слова лишь добавляют масла в огонь. Неоднозначность, скандальность - это как раз то, что надо для качественного арт-продукта.
Тем временем, конечно, существует и продолжает естественно развиваться искусство, основанное на традициях, затрагивающее не модные темы и формы, а вечные.
Революция - это отрыв от корней и как следствие отсроченная гибель.
Ни в коем случае не утверждаю, что классическое искусство доступно для понимания любому смертному. Истинное искусство не рвет с прошлым, а развивается на основе прошлого. Старые законы остаются в силе, к ним надстраиваются новые. Изначально искусство основывалось на эстетике, оно радовало глаз и слух. Искусство привносило красоту в мир, этим делало мир лучше. Искусство, опирающееся на традицию, по-прежнему красиво.
То, что называют «современным искусством» или «актуальным искусством» никакой красоты не содержит, оно зациклено само на себе. В этом проявляется его утопичность и паразитизм.
Вот что в большинстве своем выдается за современное искусство.
Я понимаю, что не все так однозначно. Здесь изложена моя основная мысль, нарочно опущены нюансы.