Смысл личности

Feb 05, 2023 13:21


В основании целеполагания человеческого индивида лежит всегда совокупность социальных паттернов или, сказать иначе, социальная парадигма. Это может показаться кому-то странным и парадоксальным, мол, как же так, интересы индивида могут быть прямо асоциальеыми, антиобщественными, деструктивными. Могут. Но чтобы не думал о себе индивид, суть всякой человеческой деятельности заключается в реализации той или иной - внушенной ему или усвоенной им - социальной доктрины или, даже так - в реализации той или иной формы социального бытия. Именно социального, потому что никакого индивидуального бытия самого по себе в случае с хомо сапиенс не существует. Личность зарождается и созидается социальной стихией. Поэтому даже самые эгоистичные устремления не могут быть никакими иными, кроме как социально обусловленными. Гордость, тщеславие, честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, карьеризм, коррупция, стремление к безграничному потреблению - это не что иное как социальный маркетинг. Есть и другая сторона, которая тоже определяет целеполагание и характер личности.. То, что называют нравственностью или нравами общества. Честность, милосердие, мужество, взаимовыручка, жертвенность, эмпатия, самоотверженность, трудолюбие, общительность, неравнодушие, уважение к старшим, к мудрым, к труду и труженикам, к военным, к власти, любовь к Родине, почитание святынь и символов и прочее такое. Все, за чтобы мы не взялись, оказывается социально обусловленными. Человек становится человеком через процесс интеграции в общество. И даже если впоследствии он удалится от общества физически, он никогда не сможет удалить общество из себя самого, из своей личности, какая бы она ни была. Только биологические особенности конкретного организма в собственном и точном смысле составляют уникальную собственность данного индивида. Все остальное содержание личности даётся обществом. Отсюда очевидно, что любые наши хотелки в любом случае навязаны нам тем или иным социально-культурных фактом и/или фактором. Социальная стихия скармливает нам идеи, которые либо приживаются в нас сообразно обстоятельствам и нашей природе, или оказываются бесплодны, или, что бывает чаще всего, идеи и/или их обломки, фрагменты самым невероятным образом соединяются в индивидуальном сознании, создавая характерный только для этого человека экзистециальный вектор, включающий в себя нравственную, интеллектуальную, психическую составляющие. Но общество не только и не столько кормит своих членов, оно в значительной степени сочетает процесс вскармливания с процессом принуждения, часто имеющего форму насилия, более или менее откровенного. Каков будет результат и к чему в конце концов приведет этот процесс, эти процессы, предсказать невозможно. В этом уровнении слишком много переменных и неизвестных. И конечно же сама личность в процессе становления является не субъектом, а объектом приложения сил. Она не самосоздается, но ее создают внешние по отношению к ней влияния, воления, энергии, смыслы. Личность по отношению к обществу сторона претерпеваюшая, страдающая, функциональная. Да, может показаться, что личность сама по себе участвует в социальной деятельности, в истории, сама является актоом, автором, творцом. Но такое мнение имеет широкое распространение только по причине аберрации близости. Что называется, когда за деревьями не видят леса. Обычно мы смотрим на людей и потому нам представляется, что именно они то и выступают субъектами социальной действительности. Но если посмотреть чуть дальше и глубже, мы обнаружим, что люди такие какие они есть и живут так как живут в основном по причине социальных обстоятельств, наложенных на индивидуальные природные качества конкретного человека. Не человек делает выбор чего либо, а выбор этот совершается в нем по причине стечения обстоятельств, по большей части социального характера. Хотя и биологический фактор влияет порой не меньше. Физиология определяет очень многое в том, чего желает и как действует человек. Простатит и беременность обычно портят характер человека. Не говорим уже про алкоголизм или какие-нибудь тяжёлые заболевания, сопряжённые с мучительными болями. То есть всякий момент выбра здесь и сейчас обусловлен всей сложностью предущего опыта существования человека. Но это не означает, что выбор всегда один и только вот такой. Нет, чаще всего есть какая-то вариативность, но в конкретных пределах, опять же обусловленных социальной и биологической, физической реальностью. Выше головы не прыгнешь. То, что в тебя было заложено природой и обществом, то и будет делать выбор и действовать. Личность в каком то смысле похожа на нейросеть. Да она и обладает нейросетью, нервной системой. Так вот личноесть, возникает в процессе социализации и впоследствии приобретает способность к саморазвитию, но ровно настолько, насколько эта способность определена уровнем, степенью, качеством социализации. То есть саморазвитие зависит от культурного содержания и способности его адаптировать, усваивать, применять и творчески преобразовывать. Способность эта есть природный талант. А содержание есть та культурная почва, на которой этот талант будет произрастать. Сколь бы ни было породистым семя, без должного питания и увлажнения, не вырастет оно в достойный плод. ПС. Что собственно я хотел сказать? Главная мысль как скользкая рыбёшка скользит из рук. Никак не могу сформулировать кратко, ясно и четко. В общем так, по простому. Можешь ты плевать на всё и на всех, можешь наоборот быть со всеми за все хорошее против всего плохого, в любом варианте, ты будешь орудием, функцией, производной социальной матрицы. И крайнем эгоизме, и в самом оголтелом альтруизме, будет работать одна и та же социальная матрица. Она неизбывна и мы увязли в ней. Она наша судьба, наша природа, ничего иного у нас нет и выхода нет. Любая твоя, моя, наша мысль, это мысль Матрицы. Так же и всякий выбор это выбор Матрицы. Личность - комментарий Матрицы к физическому восприятию. Другими словами: вторая сигнальная система комментирует первую. Избавиться от этой данности невозможно,, потому что это означало бы перестать быть человеком. Человек перестает быть человеком в двух случая: смерть или полное безумие. ПС.ПС. кто-то скажет, говоришь какие-то самоочевидные банальности. Да, может и так. Но 99% людей либо не замечают этих банальностей, либо не делают никаких выводов из их очевидности, даже если замечают. Я замечаю и делаю, хотя бы на уровне аутопсихотерапии. То есть, конечно, не Я делает, а сложившаяся конфигурация комментариев к восприятию в моей личной истории. У меня иная оптика в связи таким пониманием в отношении всего, от суждений о людях до суждений об идеях, истории, бытии, об актуальных событиях. Вина - это причина. А раз причина личного бытия социальная Матрица, значит и роль личности в событиях повседневности и Истории соответственно не главная и не субъектная.
Previous post Next post
Up