У православных сейчас пост, и м.б. будет кстати сказать вот о чем...
Мистическое доступно не только через религиозное.
Мистическое - это тайное бытия, поэтому оно дается чувству человека везде, где и как он есть.
В искусстве, особенно в поэзии и музыке, в философии и науке, бо мышление стремясь познать неизбывно соприкасается с тайной. Я уверен, что математики и философы порой переживают точно такие же экстазы, какие мы находим в описаниях религиозных мистиков.
И я думаю, что мистический опыт может возникать без всякой опоры на миф или какой-либо дискурс.
Собственно подлинный экстаз это встреча с Ничто, это погружение в Пустоту, достигаемое через безмолвие и безмыслие.
Тайна потому и тайна, что у нее нет имени, нет возможности описания, нет слов в здешнем языке, что бы передать и определить. Тайна это ужас, могущий стать восторгом и восхищением, наслаждением и радостью, а могущий поглотить до невозможности вернуться, ужас способный убить, ужас бездны небытия.
Путь и суть встречи с Небытием абсолютно апофатичны. Все попытки описать их в положительных категориях не более чем безответственное шарлатанство.
Тот, кого нет в Пустоте приходит там, тогда и так, где, когда и как никто из смертных не знает. Тайное посещает тайно, посещает и восхищает, похищает или только манит заглянуть во бесконечную тьму полную страшным светом.
Тайное ничего от нас не требует. Заповеди и табу выдумка лживых попов и властолюбцев. Тайное молчит и скрывается, а если и говорит, то немым языком, указуя лишь на границу за которой уже нет бытия, нет культуры, нет биологии, нет религии, нет правил и жертв. Если кто-то решается войти в Пустоту - в этом есть и жертва и исполнение заповеди, и прежнего уже не будет. Достаточно одного прикосновения к бездне, что бы сойти с ума или умереть. Поэтому все творцы в глазах толпы выглядят безумцами и юродивыми.
Тайное посещает по разному бесчисленностью способов и ситуаций. У каждого это происходит по своему уникально и потому неописуемо. Поэтому только музыка и поэзия способны хоть как-то говорить о тайном. Собственно в них тайное и говорит с человеком, если это можно назвать говорением. Скорее, лучше сказать, что Неведомое молчит к человеку через искусство, потому умение слышать молчание Тайного есть самое высокое искусство...