Ф. Шид. Действие различных лиц Троицы - смысл различения

Jan 20, 2017 19:41

Действие Божественного естества на сотворенную вселенную и на все, что в ней, это действие трех божественных Лиц, действующих как одно Начало, а не Того или Иного из Них. Сотворение из ничего, поддержание существования, освящение, ответ на молитвы - действие Бога в этих и всех других вещах - это действие Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной. Нет никакого внешнего действия Божественного
естества, которое являлось бы действием лишь одного Лица. Однако и в Новом завете, и в богослужебных текстах мы часто встречаем выражения, которые как будто приписывают определенные действия только Отцу, или только Сыну, или только Святому Духу. Вспомним прежде всего Никео-Цареградский символ веры с его упоминанием об Отце как Создателе, о Сыне как Искупителе, о Святом Духе как о Животворящем. Но искупление было (об этом мы более подробно поговорим в дальнейшем) действием не в рамках Божественного естества, но в рамках человеческого естества, которое Сын Божий сделал Своим собственным; поэтому у нас не должны возникать вопросы о том, почему лишь Сыну приписывается имя Искупителя: ведь Он один принял человеческое естество и в этом естестве пострадал и умер за нас. Но сотворение и освящение - это явно действия Божественного естества, поэтому они определенно являются действиями Пресвятой Троицы, а не действиями одного лишь Отца или одного лишь Святого Духа (в отличие от искупления, являющегося действием лишь одного Сына). Почему же тогда сотворение приписывается Отцу, а освящение - Святому Духу?

Отметим прежде всего, что здесь нет ничего случайного. Церковь делает это с определенной целью, как и св. ап. Павел делал это с определенной целью, согласно системе, которой он научился у Самого Господа. На языке богословия это называется апроприацией. Мы приписываем то или иное внешнее действие Пресвятой Троицы тому Лицу, Которому присуще соответствующее действие внутри Божества. Поэтому дела сотворенияи всемогущества приписываются Отцу, дела знания и мудрости - Сыну, дела любви - Святому Духу.

То, что наш Господь Сам хотел этого, очевидно. Давайте рассмотрим только один факт. Наше освящение осуществляется пребыванием в наших душах Отца, Сына и Святого Духа. Самому Иисусу Христу принадлежат слова: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин 14,23). Из этих слов явствует, что в нас будет пребывать не только Отец, но также и Сын. Однако, по большей части, в Новом завете (а также в молитвах) говорится, что именно Святой Дух должен прийти и обитать в наших душах, и что мы должны быть храмом именно Святого Духа. Если мы понимаем это в свете учения об апроприации, то причина этого очевидна: дары Бога душе являются проявлением любви, а Святой Дух исходит через любовь Отца и Сына. Но зачем нам вообще понадобилась апроприация? Очевидно, для того, чтобы научить нас воспринимать реальность различий в Троице и то, что мы можем назвать ипостасной характеристикой каждого из Лиц - это следствие желания Бога быть познанным нами. Если бы мы всегда представляли себе действия Бога как действия всех трех Лиц, нам грозила бы опасность рассматривать трех Лиц лишь как разные имена одного и того же, т. е. не отличать одно Лицо от другого: и таким образом основная цель, ради которой Бог открыл нам этот центральный факт Своей собственной бесконечной Жизни, осталась бы недостигнутой. Апроприация же определенных действий определенному Лицу напоминает нам о различиях Лиц, а также о том, что Отец является Всемогущим Творцом, Сын - Знанием и Мудростью, Святой Дух - Любовью. Таким образом, каждое Лицо является для нас отдельной реальностью и той реальностью, которой Оно является на самом деле. Если мы при этом будем ясно помнить дополнительную истину, что действия, приписываемые каждому из Лиц, в действительности являются действиями всех трех Лиц, то мы от этого только выиграем.

Принцип апроприации в том виде, в каком ему учил нас наш Господь Иисус Христос, применяется с величайшей тщательностью во всех книгах Нового завета, особенно в посланиях св. ап. Павла. Что касается последнего, то мы видим, что, уча с большой ясностью, что все три Лица обладают Божественным естеством, он обычно называет Богом Отца, второе Лицо - Господом (Kyrios, Dominus), а третье Лицо - Духом. Это делалось им не для того, чтобы поставить под сомнение единство Их Божественного естества, но для того, чтобы подчеркнуть различие Лиц. К тому же св. ап. Павел не придерживался этих терминов неизменно, хотя обычно упоминал о Троице как об Отце, Господе и Духе. То же самое мы находим и у многих других раннехристианских авторов.

Френк Шид. Богословие и здравый смысл. Пер. с англ. И. В. Лупандина

богословие, Троица, Богословие и здравый смысл, Френк Шид

Previous post
Up