Overhead the albatross hangs motionless upon the air
And deep beneath the rolling waves
In labyrinths of coral caves
The echo of a distant tide
Comes willowing across the sand
And everything is green and submarine.
Echoes, Pink Floyd, 1971
Увидев над койкой Митька репродукции картин Куинджи, вырванные из «Работницы», он повесил над своей койкой лист бумаги, на котором была нприсована маленькая птичка и крупно написано:
OVERHEAD THE ALBATROSS
Виктор Пелевин, «Омон Ра»
Сейчас читал
статью в Wikipedia про композицию Echoes и помимо того, что меня интересовало, выяснил ряд интересных подробностей, и не только про Echoes.
Прежде всего, Echoes (23-минутная композиция из альбома Meddle), говорят, очень хорошо, вплоть до мелочей, накладывается на [почти] финальный фрагмент фильма Кубрика 2001: A Space Odyssey. Фильм этот у меня на DVD есть, надо будет на досуге попробовать. Официально по этому поводу подтверждений нет, только намеки и фраза Waters'а по поводу того, что он жалеет, что им не удалось войти в саундтрек к одиссее. Так что вполне возможно.
Дальше больше. Когда Кубрик работал над A Clockwork Orange («Заводной апельсин»), он хотел включить в фильм части композиции Atom Heart Mother (могу, кстати, догадаться, в каких именно местах ;), но Pink Floyd не отдались.
Далее, факт относительно того, что Waters хотел включить в композицию Perfect Sense фрагмент фильма 2001: A Space Odyssey (монолог HAL9000 “… what are you doing, Dave? … I'm afraid, Dave …”), но Кубрик не отдался. Тогда Waters включил в композицию вместо этого монолога свой, обращенный к Кубрику:
“Julia, however, in light and visions of the issues of Stanley, we have changed our minds. We have decided to include a backward message, Stanley, for you and all the other book burners.”
Эта фраза была записана «наизнанку», ее слышно при проигрывании начала трека задом наперед. Кстати, могу сказать, что горжусь :) тем, что в свое время нашел и «развернул» это место сам, прежде чем прочитал о нем.
На концертных же выступлениях таки Waters уже использовал фрагмент из фильма, это можно слышать в версии, входящей в In the Flesh: Live. На этом с Кубриком все.
Но дальше больше. Если кто-то Echoes впервые услышал не в 71-м году, а где-нибудь ближе к 90-м, то может заметить, что там временами проскакивают ноты «из» The Phantom of the Opera («Призрак оперы»). Меня в 1971 году еще не было, поэтому я отношусь именно к этой категории. Так вот, оказалось, что это не слуховые галлюцинации и не совпадение, а плагиат со стороны Andrew Lloyd Webber, который писал этот мюзикл через 18 лет после выхода Echoes. Roger Waters по этому поводу:
“Yeah, the beginning of that bloody Phantom song is from Echoes. *DAAAA-da-da-da-da-da* [sic]. I couldn't believe it when I heard it. It's the same time signature - it's 12/8 - and it's the same structure and it's the same notes and it's the same everything. Bastard. It probably is actionable. It really is! But I think that life's too short to bother with suing Andrew fucking Lloyd Webber. ”
Видимо, поэтому в It's a Miracle из альбома Amused to Death фигурируют такие замечательные строчки:
Lloyd Webber's awful stuff runs for years and years and years
An earthquake hits the theatre but the operetta lingers
Then the piano lid comes down and breaks his fucking fingers. It's a Miracle
Так что в копилку тех, с кем за время своей музыкальной карьеры успел в прах переругаться Roger Waters помимо самого Pink Floyd с Gilmour'ом во главе, отправляются “book burner Stanley” и “Andrew fucking Lloyd Webber”. Нет, все-таки, великий человек :)
И, в дань моде, imeem. Для тех, кто готов 23 минуты 31 секунду держать эту страницу открытой ;)