Укажите в каком отношении традиционная доктрина всё еще довлеет над мантикорским Адмиралтейством и штабом Восьмого флота в 11-м томе. Как можно было бы радикально увеличить эффективность операций Восьмого флота, если отбросить остатки этой доктрины?
Все операции Восьмого флота в этой кампании проходят по одной и той же схеме "удар - отход на базу", несмотря на довольно значительное расстояние между базой и целями. Половину времени флот проводит в пути, не нанося всё это время противнику никакого ущерба, не имея возможности полноценно готовиться к следующей операции, и не служа резервом для подкрепления Третьего флота и Флота Метрополии. Другую половину - ждет подкреплений, также не нанося никакого ущерба, и не имея возможности полноценно готовиться к следующей операции, поскольку ожидается, что она будет выполнена в другом - и заранее не известном - составе. При этом ни одна операция не может принести значимого результата - какого-то эффекта можно ожидать только от их совокупности, от результатов всей кампании. Именно в результате этой стратегии, которая сужает выбор целей и дает противнику время для подготовки, оперативная группа Харрингтон попадает в ловушку у Солона и несет значительные потери. Именно в результате этой стратегии Альянс вынужден выдавать противнику свои технологические новинки до того, как те могут радикально изменить ход войны. Именно в результате этой стратегии - напуганные "Аполлоном" - Причарт и Тейсман оказываются _вынуждены_ атаковать систему Мантикоры, пока окно возможностей не закрылось. Иными словами, эта стратегия ожидаемо контрпродуктивна, и может принести пользу только в том случае, если противник будет непонятным образом туп. При этом в тексте показано, что Хонор понимает все негативные стороны и дает о них понять Адмиралтейству, но... ничего не меняется.
Меж тем, стратегия эта - это инерция тех времен, когда мантикорцы вообще не знали насколько им удастся вести глубокие операции. Это понятно - их флот, в отличие от соларианского, никогда к таким операциям не готовился, они всегда играли от агрессивной обороны, и такая стратегия была оправдана во время первого десятилетия войны. Она остается оправданной и для хевов, поскольку у Альянса _мало_ систем, каждая из них солидно защищена, поэтому к атаке каждой имеет смысл тщательно подготовиться, а после атаки - имеет смысл отойти на базу для ремонта (который _почти наверняка_ понадобится из-за полученных повреждений кораблей). Для Альянса, действующего в противоположных условиях (качественное превосходство и множество слабо защищенных систем у противника) естественна ровно противоположная стратегия - продолжительный глубокий рейд.
У Альянса есть для этого всё необходимое, что давно уже было продемонстрировано, в т.ч. операциями Харрингтон в Силезии и у Марша. Конвои, действовавшие еще в начале войны, были составлены из скоростных транспортов. Гвардия Протектора привела к Маршу транспорты снабжения, способные поддерживать ее операции в течение как минимум нескольких месяцев. Корабли Александера находились в кампании, не возвращаясь для ремонта, годами. Т.о., снабжение и ремонт не могут ограничить длительность рейда, даже если он продлится много месяцев, если только большая часть кораблей не получит повреждения или если затраты боеприпасов не станут настолько огромными, что не хватит никаких транспортов снабжения.
Еще раз подчеркну, что поскольку единичные атаки с отходом на базу - это вынужденно _редкие_ события, то каждая из них вынужденно производится на достаточно важные единичные же цели, чтобы иметь вообще шансы произвести какой-то эффект. Именно это принуждает и к тому, чтобы терпеть риск потерь, и к тщательному многонедельному планированию и репетированию атак, ибо в противном случае вероятность критических потерь возрастает до неприемлемой.
Рассмотрим ситуацию, когда Восьмой флот _не_ обязан отходить на базу после первого же удара, а может сразу переходить к _соседней_ системе и нанести удар уже по ней, и продолжать так до истощения боеприпасов на транспортах снабжения. Перспектива быстрой последовательности таких ударов позволяет не заботиться о том, чтобы каждый отдельный удар был нанесен по важной цели - по совокупному эффекту несколько ударов по менее важным системам всё равно будут эквивалентны одному удару по более важной. Суммарная боевая мощь сил, с которыми придется столкнуться Восьмому флоту в этой последовательности ударов, также будет сравнима с боевой мощью сил той одной системы, по которой флот нанес бы одиночный удар с отходом. Однако разница будет в том, что в последовательных ударах Восьмой флот будет расправляться с противниками по-отдельности, каждый раз имея неоспоримое подавляющее превосходство - и, соответственно, и близко так не рискуя понести потери, а также имея куда больше возможностей зайти в систему с разных сторон, поставить противника в полностью безвыходное положение и потребовать сдачи. Последнее - очень важно как в оперативном, так и в стратегическом смысле. На оперативном уровне это позволяет экономить боеприпасы, что и является основным лимитирующим фактором длительности рейда. На стратегическом - это позволяет не увеличивать степень ожесточения противника (а обе стороны вообще-то желают мира - война идет только из-за того, что и те и другие дезинформированы; обе стороны всё еще надеются, что противник пойдет на переговоры, если война станет слишком уж _экономически_ тягостна). Кроме того, большее превосходство в силах в каждой системе позволяет меньше использовать для разрушения инфраструктуры ракеты, и больше - энергетическое оружие ЛАКов и угрозу _захвата_ (что вынуждает хевенитов самостоятельно подрывать собственные объекты после эвакуации).
С какими новыми рисками может столкнуться Альянс при такой стратегии, и как их избежать?
Во-первых, как только Тейсман поймет, что рейд продолжается и может нанести неприемлемый ущерб, то у него может возникнуть мысль воспользоваться длительным отсутствием Восьмого флота - и нанести удар по Мантикоре, чтобы закончить войну как можно быстрее. Вероятность этого в первых двух рейдах очень мала, поскольку Восьмой флот в это время еще слишком мал, и, кроме того, для этого Тейсману придется _предполагать_, что рейд продолжится и далее, а ведь получать известия о продвижении Восьмого флота он будет с задержкой, и будет прекрасно осознавать, что его ответные меры так же неизбежно запаздывают. Но если даже Тейсман на это решится, то спешка, с которой ему придется действовать, и большое расстояние от его основных баз до Мантикоры могут как раз и сыграть на руку Альянсу, подобно тому как произошло в самом начале войны (при командовании Парнелла) - Харрингтон может успеть вернуться раньше, а недостаточные количественно, не слетанные, недостаточно подготовленные к операции и ощущающие эту неготовность и спешность хевенитские силы с большей вероятностью зафейлят удар.
Во-вторых, снова же как только Тейсман поймет что происходит - он может попытаться немедленно отправить свои резервы на перехват. Недостаток цепочки ударов перед одиночным ударом в том, что цепочка предоставляет противнику больше информации о следующих возможных целях, и информация эта куда более конкретна. Если такой перехват удастся - Восьмой флот ожидает нечто вроде Солона, хотя и более сомнительного для хевенитов качества, ибо у хевенитов не будет времени тщательно подготовиться к операции, как это сделал Жискар, и в т.ч. использовать перестроенную системную оборону (на это просто не хватит времени при такой спешке).
Что Восьмой флот может сделать, чтобы нейтрализовать даже и те угрозы, которые я описал? Для обеих угроз ответ на самом деле один и тот же - это маршрут и длительность рейдов.
Первый рейд должен скорее начинаться от приграничных систем, после пробы сил - продолжиться ударом по какой-нибудь второразрядной системе, затем быстро разойтись "ковром" по совсем маловажным системам в направлении Хевена, и _закончиться_ до того, как подкрепления могут прийти от Хевена (навстречу рейду) или от приграничных группировок (вдогон рейду). Задача на этом этапе - не столько нанесение существенного урона, сколько демонстрация такой возможности и создание политического давления, а также получение опыта такого рейда. Направление удара определяется тем, что у приграничных группировок хевов _может_ найтись достаточно сил, чтобы сильно побить рейдовые силы, рассредоточившиеся для ударов "ковром", если среди адмиралов этих приграничных группировок найдется кто-то достаточно догадливый, инициативный и рисковый. Поэтому этот рейд должен развиваться в направлении _от_ приграничья. В отличие от операций на поверхности - в космических операциях в Хонорверсе нет ни малейшего смысла в стягивании сил по мере развития быстрой операции, поскольку, во-первых - курьеры двигаются не так уж много быстрее боевых кораблей, и координировать сосредоточение, соответственно, можно только в медленно развивающихся операциях, и, во-вторых - перехватить корабли в гиперпространстве практически нереально, поэтому при отходе _нет_ надобности в концентрации сил для прорыва. Т.о., после разделения оперативных групп сбор флота должен быть назначен уже на базе, иное будет потерей времени и лишним риском.
К возвращению из первого рейда Харрингтон уже должны ждать значительные резервы, в то время как хевениты, получившие уже целую вереницу разоренных систем и уничтоженных пикетов, вынуждены рассредоточить свои группировки, чтобы защититься от повторения такого же рейда. Опасность со стороны приграничных группировок для Харрингтон уменьшается, но увеличивается опасность, что Тейсман успеет разместить одну из своих резервных группировок так, что она успеет на перехват, если рейд будет развиваться возле нее. Т.о., второй рейд должен проходить по другой схеме: он должен начаться с удара в глубине пространства Республики, по одной из второразрядных систем, и развиваться в сторону _от_ Хевена и крупных баз (где можно ожидать нахождения резервных группировок).
Суммарный эффект уже первого рейда может приблизиться к тому, чего Восьмой флот достиг за всё время своих отдельных ударов. Эффект второго рейда наверняка быстро превысит этот суммарный эффект. Получив 2-3 эскадры СД(п), Харрингтон уже может начинать рейд с уничтожения какой-нибудь резервной группировки, предназначенной для охоты за ее _рассредоточенными_ силами, а потом "ложиться ковром" просто во все стороны. Затем Харрингтон может начинать уже систематическую охоту именно за этими подкреплениями как за основной целью. Начиная с этого момента Республика терпит неприемлемый ущерб уже не только в инфраструктуре, но и в силах флота, а меж тем по времени это всё еще тот этап, когда хевениты успевают лишь _начать_ развертывание "Мориарти", и имеют намного меньше информации о том, как _начнется_ следующий рейд (выбор для Харрингтон тут, как я с самого начала показал, оказывается более богатым, чем при единичных ударах, и только по мере развития рейда хевениты получают годные для предсказания хода _этого_ рейда данные быстрее, чем в отдельных ударах). Конечно, Альянс не знает о "Мориарти", но они обязаны исходить из того, что _что-нибудь_ нехорошее хевениты устроить постараются, и задача состоит в том, чтобы дать хевенитам как можно меньше времени и предсказательной информации для этих нехороших приготовлений.
Итак, чем такое развитие событий радикально отличается от имевшегося?
Во-первых, намного более выгодным для Альянса соотношением потерь и, одновременно, меньшей _необратимостью_ этих потерь, поскольку речь идет теперь прежде всего об уничтоженной инфраструктуре и кораблях, но не об огромных потерях экипажей (которые в основном будут принуждены сдаваться).
Во-вторых, тем, что Восьмому флоту нет необходимости получать корабли с "Аполлоном" - для длительных рейдов он неудобен (меньше запас ракет, меньше объем их поставок на Звезду Тревора), поэтому их можно и нужно отдавать Д'Орвиллю. Для борьбы с "Мориарти" Восьмому флоту хватит "Омелы", раскрытие которой ничего не дает хевенитам для планирования ударов по системам Альянса. Чтобы удержать Тейсмана от "Беатрисы" - Альянсу нужна _дозированная утечка_, из которой разведка хевов получит надежные сведения о том, что существует оборонительная версия "Аполлона", но никаких сведений о том, _сколько_ его, и о том, что он пригоден для наступательных операций (хевениты, т.о., примут его за мантикорскую версию "Мориарти"). Это _несравнимо_ лучше, чем применять его в рейдах, поэтому что именно применение в рейдах и показывает, что Альянс _сейчас_ в отчаянном положении, ибо "Аполлона" слишком мало не только для победы, но и для сдерживания.
Итак, Тейсман при этом не поставлен перед необходимостью атаковать Мантикору под угрозой неминуемого поражения в войне, но темпы наращивания его резервов падают (из-за неизбежных потерь при попытках замедлить темпы рейдов), а атаковать системы Альянса он может только очень осторожно, т.к. знает о существовании мощной оборонительной системы, которая теоретически может просто уничтожить атакующие силы, не давая им возможности отойти. Война заходит в позиционный тупик, что Мантикоре и нужно, пока она разворачивает "Аполлон".