(no subject)

Oct 01, 2015 11:16

Продолжение об образование. Внезапно перерыв на физкультуру.


Образовательные заведения, с их многочасовой практикой сидения на жопах ровно, всегда были крупной ломалкой здоровья учащихся. Однако раньше тому было больше оправданий. Во-первых, образовательные системы складывались в те времена, когда на здоровье вообще обращали меньше внимания - выжить бы, и то уже неплохо, а здоровьем и комфортом привычно жертвовали. Во-вторых, меньше было и возможностей удостовериться в том, какие именно факторы гробят обмен веществ, суставы, зрение и т.п. Наконец, было меньше социальных гарантий, и образовательная система могла отгвориться тем, что просто готовит детей к неизбежной рабочей действительности (забывая при этом, правда, о том, что адаптирует она таким образом лишь к деятельности в той _части_ профессий, которая требует хорошего образования, в то время как большинство учашихся, напротив, оказывается с этой точки зрения школой дезадаптировано - учителя и чиновники, как я уже отмечал, готовят методики не для учащихся в их основной массе, а для себя и своих чад; этот эффект со временем снижался и сейчас им уже почти можно пренебречь - работ, требующих постоянной физической активности, а не усидчивости, осталось мало). Так или иначе, сейчас оправдания исчезли. Кончайте рассказывать сказки о необходимости готовить детей к 8 часам сидячей работы - лучше подготовьте поколение детей, которое покончит с этим идиотизмом и введет, наконец, разумно-плавающие графики работы с возможностью размяться между сидячими периодами (я сказал размяться, а не перекурить!)

Раньше это требование было полуутопическим пожеланием. Сейчас оно стало необходимым медицинским требованием.
Физическая активность детей быстро падает с распространением домашних компов и карманных устройств с игрушками, болталками и гляделками на любой вкус. На это накладывается растущая истерия родителей, которые стали бояться выпускать детей бегать на улице (и это реальность, которую нельзя отменить - поезд ушел). Школа в лучшем случае делает вид, что снизила требования к сидению-на-жопе-ровно: кое-где ученикам гуманно позволяют посреди урока сесть не за партой, а на пол... да хоть учителю на голову садись - двигательной активности это существенно не повысит, а усваивать сколько-нибудь сложный материал на бегу все равно способны только уникумы, так что нечего и мечтать о том, чтобы на уроках ученики активно двигались.

С другой стороны, требование подготовки к всеобщему воинскому призыву отменилось чуть менее чем везде (товарищи израильтяне - я про вас помню, но вас мало и вы там сами неплохо справляетесь), что существенно развязывает руки и позволят поднять элементарный вопрос: позвольте, а _нахрена_ детей учат бегать стометровку, прыгать в длину и через козла, а в особо талантливых случаях даже бросать противотанковые гранаты на дальность? (Я в 10-м классе, усердно метнув эту дуру, растянул связки. Не надо быть такими усердными - взрослые много всякого дебилизма требуют, вовсе не обязательно им в этом потакать, и иногда можно просто послать лесом, не обращая внимания на попытки морального давления.)
Остаются лишь аргументы вида "настоящий мальчик должен...", "гармоничное развитие..." и, в конечном итоге, более-менее честное "ну, во-первых это красиво..."
Долг прыгать через козла - это смешно, мантры про гармонию читайте в атсрале, а ради красоты сами и прыгайте.

Итого, получаем несколько парадоксальную картину: физкультуры детям нужно больше, но ее больше вообще не нужно.
Парадокс кажущийся. Нужно больше - и намного больше! - организованной физической активности (потому что неорганизованная сходит на нет), но вообще не нужна сдача нормативов. А это разные вещи.

Физкультура должна быть прежде всего формой медицинско-профилактического обслуживания учеников, а не предметом для оценок. Как школьные медпункт и столовка, только с постоянным бурлением. Нагрузка может принимать любые контролируемые формы. Не хочешь гонять мяч - гоняй трусцой по кругу. Не 2-3 раза в неделю и в зависимости от погоды, а _каждый день_, за исключением разве что резких смен наружной температуры (воспаления легких и тепловые удары - это не метод поддержания нормального мышечного тонуса и обмена веществ). Ливень? Выдайте детям дождевики - и вперед; на бегу не замерзнут. Завалило снегом дорожки? Не надо вызывать снегоочистиельные машины - выдайте лучше детям лопаты и учите как строить римский оборонительный лагерь (если они еще не умеют, что само по себе позор), а дворник с физруком пусть процессом руководят, им тоже полезно. Если процесс усложнится перестрелкой снежками - отлично! агрессивные пусть бесятся, а неагрессивные - крепостные стены возводят под обстрелом, всем от этого будет только лучше. Задача - не образцовое выполнение общественно-полезной работы или приучение к трудовой дисциплине (безнадежно, забудьте или выходите в атсрал), а поддержание здорового обмена веществ учащихся при минимуме психиологического подавления. Если какому-то ученику бегать (с мячом или о кругу) ну прям так не нравится, что аж ни в какую - пусть на турниках и тренажерах колбасится, или в спарринге, или по стенкам и канатам лазит; да все равно где, лишь бы нагрузка была. Для подавляющего большинства кросс всё-таки здоровее всего - это у нас видовая специализация в конце концов.

И никаких освобождений, пожалуйста. Освобождения - это для системы нормативов, когда на тех, кто никакие нормативы заведомо не потянет, просто плюют и бросают без внимания. Это бред и позор. Задача физрука - не вытягивать всех на норматив, а давать ежедневную физическую нагрузку в рамках доступного каждому в отдельности и по возможности минимизируя психологическое давление.

нудятина, общественное

Previous post Next post
Up