The Genesis Quest by Donald Moffitt. (Добрался, наконец, до первой части этой дилогии, прежде чем перечитывать вторую.)
Первым делом:
fortunatus и
alazor - вам, как мне кажется, авторский взгляд будет близок и симпатичен (в большей степени, чем мне - я менее склонен к подходу "понять и примириться").
В целом очень хорошо, масштабно и с умом. Много инженерии в самых разных смыслах, никакой тупой тирьямпампации, упорное вписывание в наблюдаемую вселенную (одна из сюжетообразующих мотиваций - попытка выяснить что за хрень делает космос _молчащим_); любопытный обходной маневр одновременно вокруг утопий и антиутопий, достаточно серьезный подход к психологии - в общем очень хорошая твердая НФ. Но на сверхтвердую - не тянет; автор, видимо, _хотел_ сделать именно сверхтвердую, но не затащил.
В НФ-плане обидно за деревья Дайсона, которые тут оказались безнадежно испорчены подходом "тяп-ляп, и так сойдет"; с "неживой" инженерией тоже местами ерунда какая-то, энтузиазм перевешивает мышление.
В плане психологии - местами слабо продумана мотивация поведения. Это касается как инфодампов (к счастью, лишь нескольких на всё произведение), так и, что еще хуже, сюжетообразующих решений. Автор постарался эти слабые места замаскировать, но на мой взгляд ему это не очень-то удалось.
Тем не менее, если сравнивать с самыми схожими по набору идей знаменитыми вещами ("Тау-ноль" и "Мир птаввоф"), то Моффитт, на мой взгляд, выигрывает у обоих. Очень жаль, что упустил шанс стать божественно крутым.
P.S.
Забавная мелочь. Человеческое сообщество в этой дилогии, по сути, полукоммунистическое - какой-то эквивалент денег там есть, но на них мало кто обращает внимание, а основной мотив поступков - заслужить уважение. В СССР 1980-х это бы можно было смело публиковать... если бы в тексте самым прозрачным образом не показывалось крайнее презрение к революционерам большевистского толку.
P.P.S.
Насколько я помню вторую часть по юношеским впечатлениям - там было больше инженерии (колоссальный межгалактический таранно-черпальный звездолетище - это вам не хухры-мухры), но меньше психологии (в отличие от первой части, где главгерой попадает в затяжной непримиримый конфликт, во второй общество практически бесконфликтно, внутренние проблемы разрешены, и остается лишь классически-НФовский эпический исследовательски-переселенческий полет, впрочем очень вкусно описанный). Перечитаю - отчитаюсь подробней.