Мне казалось, что, не успев задремать на сиденьях, меня стало подбрасывать и стряхивать вниз с них на пол кабины…
Мы вышли с Колымы на зимник в Олёру…
Я поднялся и продолжил дремать сидя на правом сиденье, мотаясь отключенным телом из стороны в сторону, иногда ударяясь головой о боковое стекло двери.
- Серега! Куда здесь???
Открыв глаза, еще непроснувшись, вижу в свете фар, а уже стемнело, разъезд в две стороны:
- Нам правее… - и вновь в отключку…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Трос на буксирном пальце «Супера» был коротким, что бы его, МАЗ, взять на буксир снизу в подъем не съезжая полуприцепом КамАЗа с бугра, надо было добавить еще один трос и не малой длины…
Мы с братом решили снять страховочный трос, висящий у нас под полуприцепом. Снимаем и тащим к хвосту полуприцепа КамАЗа…
Наши попутчики двинулись к подъему. МАЗ заходит разбитой мокрой колеею в подъем и передком входит в него,и задний мост шлифует… Встал.
Кинули свой трос на клык нашего полуприцепа, затем спустились к коллегам и вместе с ними растянули увязанный на буфере МАЗа трос в бугор. Не хватает…
Мужики попутчики ушли за свой автомобиль, распахнули двери контейнера, стоящего у них в кузове полуприцепа, и долго роясь в нем, достали новЁхонький длинный трос еще не обтертый от смазки и без петель по концам.
- Во! Запасливые у нас попутчики… - подметили мы.
Вчетвером связали петли двойными узлами по концам троса. С его помощью сцепили автопоезда, убрав. при этом, наш страховочный на место под свой полуприцеп.
Натянули троса КамАЗом, и попробовали «на зуб».
- Как! Потянем?
КамАЗ сразу же с натягом троса сорвался на талом снежном дорожном накате в пробуксовку… Подъем был на столько крут, что связанные троса в единый трос легли на его макушку в перелом…
Работа с подготовкой тросов была не из легких и продолжительной, т.ч. остановившись на одной попытке, мы решили скинуться в складчину последним харчем на завтрак-обед. Заглушив моторы машин, разместились тут же между автомобилей на бугорке, тем более он был подогрет палящим солнцем,и на нем было нам даже жарко…
А трели радующихся ранней весне маленьких птичек звенят во всей округе…
Развели костерок, достали мороженного муксуна, благо под толстым укрытием он еще не поддался оттайке, сухая картошка у мужиков оказалась в провизии и немного пшена, тут в течение часа и уха поспела на костре…
Жирная ушица склонила уставших водителей ко сну… Наевшись ухи и напившись горячего чайку с костерка, разошлись на пару часиков по кабинам вздремнуть.
Солнце за полтора часа «обрулило» кабины автомашин и мы, почувствовав его жгучую ласку на лицах,поначалу морщились в продолжение сна, и, в конце концов, встали под звук вдруг приблизившегося к нам мотора чужого грузовика…
Щурясь от ярких лучей,разглядели в окно стоящий перед нами Урал-5557 с просевшей «жопой» почти до дороги. Урал был груженый с верхом над надставными бортами самосвальной платформы набитыми мешками, возможно комбикормом. Водитель Урала, оставив за собой открытую дверь кабины, пошел вдоль КамАЗа к речному склону.
Протирая глаза, я обулся и выскочил из кабины вдогонку ему, а немного погодя хлопнула дверь и за моим напарником.
Коренастый мужичок в фуфайке и кирзовых сапогах местной национальности подошел к склону, глянул на МАЗ, стоящий внизу подъема, и,развернувшись к нам, выпалил:
- Однако помощь нужна…
Походив вдоль нашей сцепки,вернулся к своей машине, залез на кузов и скинул два мешка…
Мы в изумлении наблюдали, непредполагая, что он дальше будет делать…
- Чего глядишь - нам добрый человек:
- Бери мешок, режь и сыпь под колеса…
Тут на бугор поднялись наши попутчики:
- Ребят, чего он хочет???
Мы пожали плечами…
В это время мужичок спрыгнул с кузова, достал из сапога охотничий якутский нож и разрезал вдоль первый мешок…
Из мешка посыпался какой-то гранулированный корм…
- А тебе не жалко, кто-то из нас.
- Придет зверь, птица, вода в реку смоет, рыба кушать будет, не пропадет, кушать всем будет…
Мы примкнули к человеку и дружно разбросали предложенную нам подсыпку под колеса КамАЗа, закончив впереди колеею.
Затем водитель Урала подогнал свою машину лоб в лоб к нашей, мы размотали с буфера Урала трос и сцепили им грузовики.
Раскидав второй мешок аналогично первому под Уралом, водители разошлись по кабинам, завели машины и под команды оставшихся, машины принялись натягивать между собой троса, а затем всей сцепкой медленно под натуженный рев моторов потащили «Супер» в подъем. Длинный трос между КамАЗом и «Утюгом» со скрежетом рвал ледяную кромку подъема, две машины уверенно вытягивали третью за собой…
«Супер» только шлифовал своим задним мостом подъем в бугор…
Вот и взят этот злополучный бугорок…
Отблагодарив помощника бутылкой водки с корнем, мы двинулись к Зырянке.
К четырем дня , заехав в поселок и расспросив местный народ, мы достигли промежуточной нашей цели.
На базе разгрузки наших полуприцепов, зайдя к кладовщикам, и показав свои документы на груз, мы с напарником услышали в свой адрес:
- А мы ваш комбикорм не заказывали, он нам не нужен…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Долго мне не пришлось мучить себя во сне… От тряски я раскрыл глаза, и мне открылась не приятная картина в окна КамАЗа - тундру накрыло молоко…
Вовка то и дело слетал с накатанной колеи, дорога с отворота вправо закончилась, сменившись ураловской колеей. У него плохо получалось выставить в туманных потемках автомобиль обратно в колею, он заметно нервничал, дергая рычагом коробки передач, что не способствовало благополучному выезду авто из снежного плена.
И вот КамАЗ рвет себя, то вперед,то назад, под руководством трудяги водителя, но не имеющего опыта вождения грузовика в условиях Крайнего Севера…
Устав и отчаявшись в успехе вывода автомобиля из снега в колею, Володя бросил «газ», откинулся назад телом на спинку сиденья, глубоко вздохнув, закинув голову за плечи, что-то прохрипел и обвалился в обратном направлении на баранку всем телом, уложив на руки голову…
- Ладно… - проскользнуло у меня вслух или в уме:
- Отдохнем часок, другой…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наших попутчиков поставили под разгрузку, а нас попросили дождаться утра.
Собравшись на проходной складского хозяйства, мы, посовещавшись, решили сходить на Телеграф, позвонить начальству и семьям. Ведь о нас уже с неделю не слыхали наши - где мы и как там у нас…
Телеграф. Мужики дозвонились до автобазы,объяснили сложившуюся ситуацию в Олёре. Получили втык, что оставили там две машины, уйдя от них вперед. Получили новые указания на дальнейший путь.
Тем временем, мы с братом дозвонились до родных и коротко изложили им наши приключения в пути. Родные попросили нас телеграфировать из каждого населенного пункта по пути нашего следования.
По возвращению на базу зашли в магазин, купили продукты на ужин.
На складской проходной узнали, есть ли и где у них душ.
За время нашей прогулки по поселку, машину наших коллег разгрузили. Они ее перегнали на площадку к проходной к нашей машине.
Мы взяли свои туалетные принадлежности и отправились в котельную на территории базы в душевую. Отмылись и отбрились за всю неделю в горячей воде…
Поужинали и переночевали в кабинах на территории базы.
Ночь была безоблачной и морозной. Машины всю ночь колматили движками, поддерживая тепло в кабинах.
Ранний рассвет проспали в расслабухе в теплой кабине…
Проснулись под стук и бряк, голос людей и звук двигателей машин на улице…
Светило яркое бело-желтое апрельское солнце нам в кабину…
Вся территория базы была серо-черного цвета от угольной сажи и пыли над талым снегом, укрывшим ее,территорию, за зиму… Кое-где по ложбинкам территории уже собрались от таяния снега в дневной солнечный зной лужи, которые за ночь замерзли, с крыш свисали сосульки…
Мы с напарником, сходив умыться в туже душевую котельной, направились в складское управление разбираться по поводу разгрузки нашей машины.
- Пока нам не сообщили из«Колымторга» куда направлен ваш груз. - получили мы ответ от симпатичной девушки:
- Подойдите через полчаса или лучше через час…
За время нашего похода, наши мужики с «Супера» пообщались с местными водителями и узнали в каких направлениях нам следует выезжать с Зырянки дальше в путь.
- Мужики есть дорога через Глухариный на Сеймчан. Там наши на Магадан ходят…
- И…
- И есть на Сасыр и сразу к Усть-Нере выходит, но там сложная дорога и два не простых перевала…
- Ну и давай через Сасыр… - мы в ответ.
- От Зырянки до Сеймчана, правда, почти в те же километры, но до Усть-Неры почти вдвое получается больше…
- Ну…
- Ну, там, вроде, полегче дорога будет…
- Не-е-е… Через Сасыр надо идти.- приняли решение.
Мой напарник с мужиками пошли вмагазин тариться продуктами в дорогу, а я в контору…
- Ну что? Комбикорм должен к намприйти летом рекой. Не понимаю, как вам его отгрузили...: от той же девушки.
Пауза на минут десять.
Правда, мне как-то по барабану было…
- Ладно, мы примем его у вас. Ждите, сейчас к вам кладовщик подойдет и покажет, куда подъехать на разгрузку.
Я вернулся к машине.
Через полчаса подошла кладовщица:
- Грузчиков не будет. Сами разгрузите? -поставила она меня в безвыходное положение…
- Надо дождаться напарника. - я в ответ.
Кладовщица ушла в контору, я занялся осмотром машины.
Через час вернулись мужики. Нам показали место разгрузки, и мы вчетвером скинули мешки с полуприцепа под счет кладовщицы.
Путевые и командировочные отмечены, накладные сданы, нам дальше на выход к Колымской трассе в горные хребты…
На выходе по отсыпанной трассе от Зырянки к поселку Угольный, мы заехали на заправку. Заправили все баки и емкости, с которых уже пришлось дорогой к Зырянке слить топливо, на выданные нашим попутчикам в автобазе при выходе в рейс талоны.
Двинулись к Угольному по уже растаявшей насыпи местами в ямах и с лужами черными от угля.
На встречу с примерно одинаковым интервалом шли по этой насыпной дороге КрАЗы углевозы с прицепами груженые с верхом угольком в высокие прямоугольные самосвальные кузова. Вдоль дороги от сплошной угольной пыли на метров по 200 от черноты растаял уже весь снег.
Прошли по левую сторону Угольный, и насыть перешла в зимник. Нам на встречу шла колонна Уралов. Мы остановились их пропустить, т.к. дальше зимник переходил в одинокую колею.
- Хана нам Серега. - пробормотал мне брат.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прошло около часа…
Мы спали, один увалившись на два пассажирских сиденья, поджав к подбородку колени ног, а второй так и застыв на рулевом колесе от бессилья...
В дреме, расслышав ровный рокот мотора, я вскочил и заорал:
- Что стоим?!!
Мой напарник что-то бессвязно пробормотал мне в ответ.
Протер глаза. Пелена тумана в свете не выключенных фар КамАЗа.
- Где мы. Куда он заехал???