Яркое холодное апрельское солнце лупило во всю мощь в глаза… Олера. (третья часть, продолжение 1)

Apr 12, 2013 00:50


- Отворот был? - я спросонья…

Володя жмет плечами…

- Ты хоть знаешь? Куда мы едем?- я ему, наверное, с моей стороны глупый вопрос задал, все ж человек здесьвпервые.

- Серег, я тут никаких отворотов,поворотов не встречал, - озабочено сказал Володя.

- Да, ладно, едем, куда выведет,ночью все ровно не сориентируемся…

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Два часа толчем в ступе воду, ина перекурах, между попытками «взять на буксир» МАЗа, мы с напарником тщетноуговариваем упрямых водителей «Супера» откопать его колеса лопатами…

А вторая пара стояла сзади нас вожиданиях, когда мы выдернем застрявшую машину. Водители тех двух машин к намподходили, говорили советы, и периодически удалялись к своим машинам…  Дело в том, что эту ложбину даже стороной невозможно было пройти любым вездеходом, т.к. снег в ней был глубокий.

Чуть позже стоящий сзади второйКамАЗ все же один раз сделал попытку выдернуть «Супера» назад из ловушки, но попыткабыла бесполезной. МАЗ стоял, словно вросший в мокрый снег.

И только с разрывом второготроса водители нашего «Утюга» взяли в руки лопаты и стали свою машину извлекатьиз снега…

Полдень. А мы еще в этойложбине…

Готовим, тут рядом у машин накостре обед… Благо погода стоит теплая, даже в плюс лезет на солнышке, небобезоблачно, солнце палит своими лучами снег на бровках колеи, снег поднапористыми лучами солнца тает и каплями воды скатывается куда-то в низ колеи. Вколее снег мокрый. Лица людей, работающих у машин и у костра, горят от сияния белизныокружающего их снежного девственного покрова, который уложила тут прошедшаяпурга… Лица уже красные от загара, и только по краям у глаз от прищура видныпроблески белой кожи…



Мужики-повара зовут к ложке…

Машины заглушили. Вокруг тишина,и только звонкие краткие переклички пуночек или снегирей, или синичек доносятсясо всех сторон тундры, а иногда неожиданный порыв ветра срывает эту тишьшелестом рядом стоящих кустарников и лиственниц…



Пообедали.

И вновь за работу по вызволениюМАЗурика из снежного плена…

Все прошло удачно, выкопанныйМАЗ пошел на сцепке с КамАЗом…

Вторая пара прошла ложбинку понакату легко, протащив на тросу КамАЗом второго «Супера».

Озеро, все та же колея, ей невидать конца… Скорость из-за идущих за КамАЗами вездеходами шоссейных МАЗов-Суперовочень низкая - в 1-5 км/ч. «Утюги-Супера» то и дело сползали с колеи в снегпередками… На трос их, выставили передком в колею, расцепились и дальше…

Ползем, ползем… А мысль толькоодна в головах наших:

- Эх! Нам бы без них уж далекобыть по этой колее…



По-л-зем…

Они то на тросу, то без него.Намаялись трос снимать, таскать и цеплять на клык, и уже трос просто сзади полуприцепапривязали удавкой за поперечину. Замучались: цепляй, расцепляй…

За работой не заметили, какстало темнеть…

Вот небольшой пригорок с озернойглади в бережок. КамАЗ легко берет данный участок, а «Супер», водитель которогопопытался набрать перед пригорком по колее скорость, стащило передком в сторонус колеи, не дотянув до макушки бугра. КамАЗом сдаем назад к «Суперу». На трос.Пытаемся его взять на буксир… Не с места. Пытаемся рывками сдвинуть… Груженаямашина не шелохнется, та сзади нас за бугорком. Мы бегаем туда, сюда… Мужикилопатами кидают от МАЗа снег… Еще попытка. Не с места.

- Что делать?

Вторая пара КамАЗ и Суперотстали от нас где-то там, на озерной глади. Что там у них случилось? Не видим.Далеко они от нас  с километр илиполтора…

Один из шоферов с нашегопопутчика Супера пошел к ним. Видать помощи просить…

А мы, оставшиеся у машин, темвременем решили пока светло приготовить достаточно поздний ужин.

Практически стемнело… Сидим укостра. Треск лиственных дров. Кушаем. Возвращается к нам тот ушедший на поискпомощи и:

- Мужики там на долго застряли.У них что-то с движком КамАЗа. Или просто спирт пьют… Короче нам надо самимкак-то отсюда вылизать…

- Спирт. Это они с движкомнеплохо встали! - ухмыльнулись мы с братом.

У нас у самих за спиной вспальнике кабины стоял ящик водки корейской с корнем, был взят в дорогу каквалюта на случай поломок, т.е. НЗ - не тронь.

- Да нам может тоже по стопарикуи по кустам…- один из нас.

- Вы что? - возмутились нашипопутчики…

- Тогда, сейчас, пока еще видноокрестности, я разворачиваю КамАЗ по тундре, и мы «Супера» стаскиваем назад налед, там я выхожу вперед и на тросу берем этот бугор - высказался я.

А наши попутчики как-то сухмылкой восприняли мое предложение, и:

- Ребят, давайте еще раз пробуемдернут МАЗа вверх на бугор…

- Так сколько можно пробовать???- возмутился мой напарник.

- Тогда уж лучше спирт пить -я  вдогонку…

Долго за тарелками не сидя,осмотрели место предполагаемого разворота, места для полного оборота КамАЗа с «шаландой»явно не хватало, слева молодые поросли листвяка мешали нам, а лезть в него,равносильно машину загубить. КамАЗ хоть и полноприводный, но не Урал! Радиаторвесит перед мостом ниже рамы, а у Урала он спрятан в лонжеронах. Защита хоть ибыла, но и с ней риск высокий на деревья лезть. Хрен его знает, что там подснегом еще лежит в этих молодых порослях… А справа обрывистый берег озера. Идальше по колее уже сплошной молодой лесок. Выбор только один здесь на этомпятаке развернуть машину в два, а то и в три приема, и осторожно спустится внизна лед озера по крутому склону вдоль стоящей в колее застрявшей машины.

Я сел за руль КамАЗа, выкрутилруля влево, и на «пониженной второй» передаче потихоньку ласково съехал в снег.Машина, поначалу, с выходом из колеи чувствовала сопротивление ее утоптанныхпрошедшим транспортом кромок, но когда полностью оказалась в рыхлом снегу,пошла легко, хотя ее колеса на половину скрылись в снегу. На полный разворотместа перед леском не хватило, я сдал ломая автопоезд назад, и успешнопродолжил разворот, разгребая глубокий рыхлый снег буфером КамАЗа. Затемаккуратно спустил машину по крутому спуску на заснеженный более низким снежнымпокровом лед, , обрушив снежный нанос на склоне, тем самым обойдя Суперастороной, вылез за ним в колею и сдал полуприцепом к полуприцепу второгоавтопоезда. Мужики сцепили машины. Я КамАЗом плавно натянул под командынапарника трос, аккуратно прибавляя обороты мотору, машины потихоньку вышли вколею на лед.

Развернувшись по снежной целинена льду озера, вышел перед кабиной МАЗа на колею. Прошел в подъем, и аккуратноскатился с него, набив новую колею на бугре. Тросом сцепили автопоезда, и на парупошли в преодоление этого злополучного бугра.

Тут свет фар моего автопотускнел… Взгляд на панель приборов - стрелка Амперметра показывает, чтопропала зарядка…

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чистое небо становилось всесветлее и светлее, точнее черное в звездах небо синело под рассвет…

Мы уже давно съехали с отсыпнойдороги, идем по зимнику. По обеим сторонам зимника высокие кустарники. Переезжаемширокую, но видать не глубокую, замерзшую горную реку, и видим перед собойтемный на фоне синеющего неба горный хребет, дорога нас ведет на него…

Кусты сменяются стволамидеревьев тополя и ольхи, а затем черными стволами огромной лиственницы, мыподнимаемся серпантином в гору по краю склона горы, но дорога здесь широкая.

Впереди видим огни, ползущей втот же подъем машины…

Догоняем ползущий в горуавтомобиль. Разглядели в его полуприцепе груз в три длинные трубы огромногодиаметра сложенные пирамидой. Обгоняем его. И я, сидя пассажиром, разглядел надвери тягача Урала эмблему автобазы «Зеленый Мыс»! Родной автобазы (!), вкоторой отец и брат  мои и я сам некогда работалив Черском…

- Игорь! - Вдруг вырвалась изменя:

- Вов! Посигналь! Это идут моиребята с грузом на Черский, из моей автобазы!!! Наверное, за рулем Игорь… Уралвидишь? Переделанный с удлиненной мордой под ярославскую восьмерку…

Откуда там Володе было времяразглядеть «морду», обгоняемого нами Урала, да еще и в темень…

- ФА, ФА!!!

В ответ:

- ФУ-у-у-у-у!!! - горнами накрыше кабины Урала.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из-за отказа генератора неостанавливая машины, я продолжил штурм бугра. Сцепка автопоездов прошла бугорбез пробуксовок.

Когда МАЗ со своей «шаландой» вылез в бугор, яего еще продернул вглубь лесочка, мы остановились и заглушили двигателя, что быразобраться с отказом на КамАЗе.

Стояла теплая звездная с яркосветящей луной ночь, хотя полнолуния не было. Снежные тундровые «поля» отражаютблики от лунного света чистой серебристо-синей снежной гладью, а по краям ихокружили черными силуэтами мелкие и большие деревья и кусты, местами слившиесяв рельефные заграждения…

Где-то из лесу:

- У-у!

Кто-то из нас:

- Сова что ли мышкует…



Достали переноску, подключили крозетке в кабине, я подсвечиваю переноской, а напарник поднял кабину, и залезна движок, проверить натяжку ремня генератора.

- Серег, ремень болтается,слетел с генератора…

Передав переноску в рукунапарника, я залез с другой стороны на двигатель. Стали разглядывать причину.Вроде все вокруг генератора нормально, и натяжной кронштейн целый, и болтызатянуты, да, и ремень новый ставили недавно…

При попытке расслабить болт нанатяжном кронштейне обнаружили слабину в нижнем кронштейне, на который былустановлен генератор на двигатель. Раскрутили болты, и увидели отломленное ухоэтого кронштейна на корпусе генератора…

- Хана! Что делать будем???

Не сварки, не других каких-либо приспособнет… Словом - попали. Вокруг тундра за сотни километров…

Мужики с «Супера», узнавпричину, развели руками, сказали пару бредовых предложений, и удалились вкабину своего грузовика.

Перепробовали всЁ!!! А воз иныне там… С час ковырялись… И результат нулевой.

А ночь теплая и светло от луныкак днем.

Слезли с движка на перекур иподумать: Как быть…

Мужики нашего «Утюга» спят, ихсилуэты тел, спящих на сиденьях, были видны в лунных лучах через лобовое стеклоих машины. Те две машины тоже, там, в дали, потушили огни. Стоит тишина, и гдето там впереди по нашему курсу движения из-за леса доносятся тихие звуки машин…

- Неужели Певекчане толкаются вснегу???

- Наверное…

- Слушай, Серый, у нас генераторна заднем болту на кронштейне держится, нам надо только дать натяжку ремню.Может, сунем в распор между генератором и развалом движка чего-нибудь??? И темсамым натянем ремень и дотянем до Среднеколымска…- вдруг выпалил братишка.

- Класс идея!!! - поддержал я.

Стали подбирать материал:резину, бумагу, поранит. Все не шло… Пока не догадались срубить лиственницу ииз нее вырубить клин и забить его в распор под натяг ремня. Благо с собой весьшансовый инструмент был, т.е. и топор…

Завели машину с откинутойкабиной и наблюдаем как там - клин выпадет или нет. Заглянули на панельприборов - зарядка пошла!

Опустили кабину, закрыли замки ирешетку радиатора, движок глушить не стали, пусть подзаряжает батареи. Изспальника вытащили все лишнее, переложив на пол кабины, и спать. Один в спалку,второй на сиденьях, устроились. Устали. Утро вечера мудренее…

Солнце долго нам спать не дало,да и легли мы можно сказать под рассвет.

Короткая ночь оборвалась яркимсолнечным рассветом, светящим палящими лучами прямо в кабину грузовика.



Жарко…

Для продолжения сна заглушилимашину… Но… Солнце не давало расслабиться, жара не спала, а наоборот стало вкабине не выносимо жарко.

Мы поднялись… У обоих не выспанныепомятые и красные от вчерашнего загара рожи… Голоса хриплые… Взяли канистру сводой, зубные щетки с пастой и выскочили на улицу зубы чистить. Вода в канистребыла прям горячей из-за того, что стояла в кабине у радиатора «радикулита», покоторому всю ночь молотя на оборотах под 1000 движок гонял тосол.

На зиму, с целью увеличенияобогрева в лютые морозы кабины грузовика, многие шофера Крайнего Севераустанавливали по периметру кабины дополнительные радиаторы-батареи. В народе ихзвали «радикулиты», т.к. в основном грели от задней стенки кабины, от спиныводителя. На них переключали масло с радиатора охлаждения системы смазки, илиподключали их к системе охлаждения двигателя. У нас на КамАЗе была эта системапод тосолом.

Во время мытья, заметилидвижение наших двух отставших от нас машин. Тут из стоящей сзади машинывыскочили ее водители, то же принялись умываться.

Вокруг щебетание птиц - Весна!

После утреннего туалета исолнечной ванны, сошлись на беседу: Как дальше…

Звук приближающихся к нам машин…Мы ждем с ними встречи, продернув свои авто дальше по колее в глубь леса,освободив своим товарищам плацдарм для выезда на бугор с озера.

КамАЗ с надрывом залез на бугор,«Супер», чуть приотстав от КамАЗа, набрал скорость, и с лету почти заскочив назлополучный бугор, задними колесами забуксовал и сполз ими в правую сторону сколеи в снег. Встал. Пополз назад, складываясь с полуприцепом…

- Ё-маё!!! Им что...? - рядом,стоящие, с нами…

Тем временем сползающий с бугратягач уткнулся задними колесами в какое-то препятствие под снегом и остановилсяс отрывом передних колес от земли… Мы увидели , как кабина тягача качнулась ввоздухе и замерла…

Все рванули к этой машине.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наш КамАЗ вышел вперевал, тутвидна в свете фар в стороне от дороги укатанная грузовиками площадка.

- Володя, давай на площадку! - ярешил дождаться Урала.

Напарник вырулил с дороги иостановил КамАЗ на площадке.

Уже синева небесная сменяласьголубизной, там где-то за горизонтом приближалось восходящее солнце… Мы вышлииз кабины, на воздухе был явно морозец…

Из ущелья доносился хриплыйнатуженный голосок ярославского мотора от поднимающегося к нам тяжелогруженогоУрала…

Сасыр, Хандыга, Магадан, Чукотка, Черский, Олера, шофер, Якутия, Погындино, Зимник, Билибино, Андрюшкино, Якутск, Зырянка, Колыма, Олеринская, дальнобой, дальнобойщик, Нижнеколымск, грузовик, автобаза "Зеленый Мыс", Усть Нера, тундра, Среднеколымск, Берелех, водитель, КамАЗ, Урал

Previous post Next post
Up