Яркое холодное апрельское солнце лупило во всю мощь в глаза… (первая часть, продолжение 3)

Dec 14, 2012 11:29



Со Сковородино на Тынду асфальт. КамАЗ бежит по нему ровно, лишь шурша внедорожным протектором…

Как хорошо… Бездорожье позади, можно расслабится… Я отрулив до Сковородки, обменялся с напарником рулем на пассажирское сиденье, облокотился головой на стекло двери и задремал…

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рывок, другой, еще… И не чего. Лишь полуприцеп цистерна, качаясь, касалась своими зависшими левыми колесами снега. Урал судорожно буксовал в снежном насте без движения…



Я оделся в теплые вещи, вышел к машинам, Валера уже с лопатой бегая у своего тягача, выбрасывал снег из-под него…

- М…да… Не просто будет его тут вытащить - вдогонку пришла мне мысль.

Заскочил на свой тягач между кабиной и полуприцепом, достал лопату, и присоединился к Валерке… Бери больше и кидай дальше…

Прошел час. Оба в поту.

- Серег, давай ко мне, чайку!

Сели в кабину Урала. У Валерки был приварен к кабине самодельный спальник. В спальнике матрац, одеяло, подушка, ну, все как положено… Чаек налит, себе Валера в чеплашку от термоса, а гостю в керамическую кружку.

-Чо? Будешь перекусить?

- Не-е… Я, Валер, еще с обеда в столовой - не оголодал…

- А я погрызу билибинской колбаски с хлебом, ну, ты тоже бери, не стесняйся…

- А как  ты так?

- Да, зазевался… Очнулся, уже поздно было, руля в тундру, а там - что будет! Надо было газу дать, может, сошел бы в снег, там растолкал бы машину и сам обратно на дорогу вылез. А я вот не успел сообразить, встал, и намертво. Уже два часа кукую…

- И не одной машины?

- Да там впереди меня были, ушли. Я им было в сигнал… Не услышали. Толи билибинцы, толи певекские…

- Ты один пошел?

- Не, с базы не выпускали по одному, нас в колону собирали, но мы договорились, что до Билибино дойдем в одиночку, а к перевалу соберемся в колонну, ну, ты сам знаешь, ждать - время терять, а хочется лишнюю ходку сделать на премию…

- И где же остальные? Я вперевал ни кого не встретил, как, впрочем, и с перевала…

- А ты вон глянь вперед…

Я глянул вдаль безмолвия. Там внизу белой облачной пеленой закрыло тундру…

- Видишь? Это метет там с 19-того… Ближе подъедем, лучше разглядишь это чертово место…

Чаепитие закончили и дальше совершать попытки выдернуть Урал…

Сделав несколько безнадежных попыток, отложили все к подходу попутных машин, которые рано или поздно должны были подъехать с перевала к нам… Одной машины явно не хватало. Можно было бы попробовать съехать с дороги мне КамАЗом в снег, но и его можно было бы благополучно засадить здесь рядом с Уралом, в лучшем случае, в худшем завалить на бок.

Колонны все не было… Мы помалу копали снежок… Присаживаясь каждые полчаса к кружке чая… Прошло около трех часов. Вокруг Урала горы снега. Ждем помощь…

Тут вдруг со стороны 19-того появилась движущаяся на нас точка.

- Откуда это он? - Валера…

Все ближе и ближе она к нам - идет Кировец с волокушей… ВОТ ОН НАМ сейчас и поможет!



Трактор подошел к нашим машинам. Из кабины трактора:

- Мужики волокушу отцепите, я сейчас вычищу вокруг Урала, и трос перецепите на перед…

Я к тросам волокуши, палец расшплинтовал, вынул, трос скинул с фаркопа, который был приварен к центру лопаты, а Валера трос на своей машине перекину на перед.

К-701 рявкнул газом с выбросом вверх из выхлопной черной сажи, и принялся расталкивать лопатой снег вокруг Урала…

Не прошло и часу, Урал стоял уже на зимнике…

Мы зацепили волокушу за спасителя, поблагодарили тракториста стаканом спирта. Он нам:

- Ребят там вас ждет пи…сец.

И мы, проводив его взглядом, уселись за «баранки» своих машин и покатили к «19-тому углу»…

Гладкая дорога быстро нас довела до него, вон тот дом с радиоантеннами в стороне от дороги…



А вот с поворота нам открылась картинка не для слабонервных… Впереди нас стояла СТЕНА из серо-белого облака снега - это ПУРГА…

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Впереди Тында… А год назад, мы с братом со Сковородино не рискнули пройти на своем КамАЗе, нам сказали, что дороги до Читы нет, и надо грузить машину на платформу, но душой я и тогда чувствовал, что возможность пройти этот маршрут есть, но тогда мы заплатили за платформу, увязали КамАЗ с полуприцепом и…

До Тынды я так и дремал сидя, обтирая то щекой, то ухом, короче головой, стекло двери… Где тряхнет, там башкой об стекло - БАХ !!! Но жажда ко сну не пробуждала от боли…

Открываю глаза, мы едем уже по Тынде…

Красивые высотки вокруг нас, современный БАМовский новострой.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Удивительно было наблюдать, стена снега не двигалась в нашу сторону, пурга словно за стеклом перемещала эту белую массу снега… Такое я видел только в Монголии во время службы в Армии, только там был песок…

На углу накатана стоянка, и тот трактор, что вызволил из плена Валерин Урал, здесь развернул свою волокушу. Урал дошел первым до поворота и, приняв к краю зимника, остановился, развернув тягач в сторону выхода из поворота. Я остановил КамАЗ рядом с Уралом.

Вижу в правое окно, Валера машет мне рукой:

- Давай ко мне!

Я взял свой портфель с едой и термос с чаем, желудок потягивает на еду, и перебежал в кабину Урала.

- Чо Серега? Отдохнем до подхода колонны?

- Я не против…

Сидим, едим, наблюдаем за движением впереди нас снежной бури…



Не торопливо пережевывая пищу разговариваем о работе и о машинах, постоянно поглядывая на ветку зимника, уходящую в перевал, ожидая появление наших машин…

Прошло больше часа, а их нет…

Я вернулся к себе в КамАЗ, прилег на спальник и «ушел» в дрем…

Сквозь сон слышу:

- ФА-ФА!!!

Подскакиваю, гляжу в сторону перевала - чисто… Разворачиваю взгляд на 90 градусов - там без изменений метет метель… Еще на 90-то - Валерка машет рукой…

Иду к нему.

- Ну, чо? Прошло с три часа… Наверное надо двигаться вперед (?), чего будем жечь бензин и соляру понапрасну, дорога впереди трудная, а запасы топлива и жратвы не вечны.

Я младше Валеры на лет десять и поэтому был готов, доверится его опыту.

- Чего молчишь Серега?

- Валер, как скажешь…

- Я на Урале пойду первым бить колею, сам знаешь, у КамАЗа колея шире, да и полуприцеп у меня короче и легче, тебе будет лучше за мной, в пургу войдем - держись меня в метрах 10-15, а то будет успевать за мной колею заметать, и ты буксовать начнешь. Если я забуксую, не лезь близко, что бы у меня оставался маневр сдать назад… Не дрефь! Прорвемся!!!

Во время инструктажа, глотнули по кружечке чаю, периодически глядя с надеждой вперевал…

- Всё. В путь…

Заскрипел снег под колесами Урала, он вышел вперед, а я тронулся за ним… На перевале оставалось чисто…

Зимник плавно переходит в колею, ведать, набитую прошедшими здесь теми машинами, что были впереди Валеры, когда он ушел в снег с дороги. Вот уже метель поглощает впереди идущую машину собою - мы медленно въезжаем в эту «задницу»…



Был солнечный день, а тут словно провалились во тьму… Фары не пробивают до видимости колеи, задние фонари впереди идущего еле, еле проблескивавыют через сплошную стену снега… Того и гляди - въедешь в зад ведущему. А отставать нельзя, дистанцию необходимо держать, иначе, колею забьет снегом, и ты встанешь, а впереди идущий тебя не видит и может уйти далеко вперед. Ты забуксуешь, а он задом и сдать к тебе не сможет. Вот, и идешь, пристроившись ему в хвост…

Прошли с километра три-четыре по рыхлому наносу, машины идут на «второй» пониженной, выше уже не тянет движок, да и опасно (!) - легко стянет с зимника, хотя это, что под нами, уже не назовешь зимником…

Валера всем своим чутьем ведет нас строго по накатке (зимнику) без каких либо отклонений, чувствуется огромный опыт полярного водителя (!)…

Тут Урал стал сбавлять ход…

Я, следуя инструкции ведущего, пытаюсь держать запланированную дистанцию, хотя постоянно из-за ужасно плохой видимости сквозь сплошной снежный буран теряю фонари его полуприцепа - ща врежусь в «бочку»…

Урал встал.

Я, явно сократив дистанцию на не допустимое расстояние, включил «заднюю» передачу и помалу откатил КамАЗ, дав место Валере для маневра.

Урал, а точнее хвост его полуприцепа, что мне удавалось видеть, стоял…

- Чо он там? Заглох? Или застрял тягачом так, что с места не двинется???

Вижу в свете фар - колею колес потихоньку забивает снегом…

Вдруг из снега в свете фар появляется водитель Урала с тросом в руке…

Я одеваю теплую одежду и - к нему:

- Валер, что там?

- Хана Серега! Цепляем трос. Ты меня дернишь назад, а потом, не расцепляясь, я помалу пойду колею бить, а ты за мной, если встану, и включу фару заднего хода, ты натягивай трос ходом назад и вновь меня тащи метра на три, и так далее…

- Понял, Валер.

Он хлопнул мне по плечу, я взялся за второй конец троса и сунул его под палец буфера КамАЗа. Сел в машину, Валерка исчез в снегу, жду сигнал фонарем, начать движение назад…

Сигнал. Коробку на «заднюю», натяжка троса, газу (!), рывочик… Урал поддался назад, Тут фонарями - СТОП! Я остановил машину. Урал пошел вперед, я за ним, отпустив от натяжки трос. Встали. Повтор действий - назад, вперед, назад, вперед и еще, и еще… Машины помалу двигаются вперед, если это можно назвать движением…

Тут КамАЗ запрыгал передком, а трос натянулся… Урал было потащил КамАЗа, но его ходу не надолго хватило. Встали. Для раскачки нет маневра… Я бегу к кабине Урала и вижу, что Урал буксует в глубоком снегу…

Снег бьет в лицо, бегу к кабине, открываю дверь и кричу:

Валер, попробуй сдать назад, я забуксовал!

Водитель Урала делает попытку, а она не увенчалась успехом…

- МАТЬ ТВОЮ!!!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По широкой и почти прямой улице-проспекту спускаемся куда то вниз потом вверх, ориентируясь по дорожным указателям, к счастью они здесь есть, выходим из города в направлении Нерюнгри…

Идет сплошной не весенний, а весной осенний серый моросящий дождь, за бортом явно холодает, но пока выше нуля…

Удаляемся от огней большого города в серость уходящего дня - темнеет.

Чукотка, Черский, Чаунская губа, шофер, Якутия, Бараниха, Зимник, Билибино, Певек, Колыма, дальнобой, дальнобойщик, грузовик, автобаза "Зеленый Мыс", водитель, Урал

Previous post Next post
Up