"...Однажды, в Скиту и сидел в своей келии, помысел говорил мне, чтобы я шел во внутреннюю пустыню. Сначала я думал, что этот помысел от бесов; но, потом, успокоившись, пошел и вот пришел я к одному болоту, среди которого был остров и звери пустынные подходили к этому болоту и пили из него. И увидел я с ними двух мужей, совершенно нагих и устрашился, думая, что это духи. Но они, видя меня в страхе, сказали мне:
"- Не бойся, мы такие же люди, как и ты".
"- Откуда же вы пришли в эту пустыню?"-спросил св.Макарий Великий
"-Мы монахи, - отвечали они, - но, согласившись, оставили монастырь,
пришли сюда и живем здесь (т.е. среди болота - без одежды даже)
уже тридцать лет".
.
Один из них был из Египта, а другой из Ливии. В свою очередь спросили и они меня:
"-Скажи нам, как стоит мир, и что в нем делается?" Я ответил на это,
а потом и еще спросил их:
" -Скажите мне, могу ли я быть монахом?"
"-Если человек не отречется от всего мирского,
то монахом быть не может" (сказали они)
Я ответил: "я немощен (это постившийся 80 дней-то!), и жить, (так-С.Л.)как вы, не могу".
"- А не можешь, - отвечали они, - так сиди в келии и плачь о своих грехах."
Я еще спросил: "-Когда бывает зима, не страдаете ли вы от холода?
И когда бывает лето, не сгораете ли от зноя?"
Они сказали: "-Бог так нас устроил, что мы, и зимою не знаем зимы, и летом не ощущаем зноя".
Древне-египетские святые.Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей.
Итак, братие, заключил свою речь Макарий, я не был монахом, но подлинно монахов видел".
http://orthodox.ru/prolog/355.php Но (при этом)он же говорил:
"человек не может отрицать того, что он еще несовершен и не вовсе свободен от греха. Можно же сказать, что он и свободен, и несвободен. Но сие, конечно, бывает не без Бога, а по Божию смотрению. И иногда оное средостение ограды разоряется и сокрушается, а иногда разоряется не вовсе. И такое молитвенное состояние не всегда одинаково; но бывает, что иногда благодать более возгорается, и утешает, и упокоевает, а иногда делается она менее светлою и слабою, как сама благодать домостроительствует сие на пользу человеку. Впрочем, в иные времена приходил я в совершенную меру, вкушал и испытывал оный век, однако же не видел еще ни одного христианина совершенного, или вполне свободного. Хотя иной упокоевается в благодати, делается причастником таин и откровений, доходит до ощущения великой благодатной сладости; однако же и в нем пребывает также грех."
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=628 Комментарий-заключение свт.Игнатия (Брянчанинова) к "Отечнику": "Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества."
P.s. Интересно, что скажут
ot_kuda_to и
grgy а также
sergei_kuptsov и
dobr_i_trezv