На фото: книга владыки (благословившего,кстати, "Cовременный противокатолический катехизис") Симона Мурманского и Мончегорского о грехе прелести - противоположному христианскому смирению и т.н."уму Христову" (1 Кор. 2, 16)
Весьма актуальной представляется тема обсуждения опасного духовного состояния - прелести.
О них предупреждал Христос ((придут лжеучителя ПРЕЛЬСТЯТ-πλάνην -многих-Мф.24,5) и апостолы ((ап.Павел в Фесс.пошлет им действие ЗАБЛУЖДЕНИЯ-πλάνην-2 Фесс.2,11) и Церковь всегда связывала понятия ересь (αἵρεσις) и прелесть (πλάνην).Это слово "прелесть"-планти-однокоренное с планетой,т.к. планета блуждающее небесное тело и прелесть не что иное как духовный блуд.
Ещё в Ветхом завете во Второзаконии сказано (знаменитая "Шма-Израэль" у древних евреев): "Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались СОБЛАЗНУ, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам.
В раннехристианскую эру термин πλάνην планти- приводил св.ап.Варнава в "Послании Варнавы" и св.Варсонофий Великий (иже с Иоанном пророком) а также новомученики (свт.Арсений Жадановский), cв. блаж Матрона, правосл. автор Оливье Клеман, о.Лазарь Абашидзе и многие др. Об этом же недавно-ссылка беседовали с юзером kubishkin
Даже сказка бывшего семинариста Бажова "Малахитовая шкатулка"(о прельщающей "Хозяйке медной горы") и "Лисица и ворона Крылова" (пре-) "лесть всегда в душе отыщет уголок" о ней..
Богослужебное наследие Церки.
Зеленая минея о сём пишет много
Часослов также имеет
Прелесть маомефова, прелесть латынская, прелесть языческая,
Ум Христов=Смирение (книга влад.Симона)
Что он пишет к коринфянам? «Знание надмевает». Видишь? Венец зла, главнейший диавольский грех - гордость - возникает от знания! Как же тогда всякая злая страсть от незнания? И как это знание очищает душу? «Знание надмевает, а любовь созидает» (1 Кор. 8, 1). Вот! Бывает, значит, вовсе не очищающее, а обчищающее душу знание без любви, - любви, вершины, корня и середины всей добродетели. Как не созидающее никакого блага знание, - потому что созидает любовь, - как, говорю, такое знание претворит человека в образ Благого? Да еще этот вид знания, о котором апостол говорит, что он надмевает, относится не к природе, а к вере; если даже такое знание надмевает, тем более надмевает то, о котором у нас речь: ведь оно вообще природно [18] и присуще «ветхому человеку» (Еф. 4, 22; Кол. 3, 9). Именно этому знанию способствует внешняя ученость; а духовного знания так никогда и не будет, если благодаря вере знание не сочетается с любовью к Богу, а вернее - если оно не возродится через любовь и идущую за ней благодать и не станет совершенно иным, новым и боговидным, «чистым, мирным, смиренным, послушным, исполненным слов назидания и благих плодов». Это вот знание и называется «мудростью свыше» и «премудростью Божией» (Иак. 3,15-17)
СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА "Триады в защиту священно-безмолствующих".
Молитва об избавлении плотского мудрования=успи; иже крестом убивый прельстиваго
(на фото греч. тескт Мф и Фесс.)