Интервью составлено из личных ответов мне архим.Рафаилом (Карелиным), которая была в открытом доступе в интернете. Включено туда почти всё,за исключением 2-3 частных вопросов бытового характера.
- Отче, могли бы Вы указать монастырь, где настоятельствуете, чтобы можно было бы в летний отпуск, если Бог даст, подойти под благословление.
- В настоящее время я нахожусь на лечении и поэтому непосредственную связь с каким нибудь монастырем не имею.
О. Рафаил, если человек считает что очень грешен, может ли он просить молиться о спасении любой ценой, даже сильными скорбями?
-Более смиренно будет просить у Бога помилования и помощи, чем спасения любой ценой, так как в последнем случае, мы можем не выдержать испытание, которое мы выпросили у Него, и впасть в уныние, ропот и отчаяние.
Если в жизни бывают повторения суетных обстоятельств - вылетов и выездов, различных перемен в жизни, получится ли у такого человека читать серьезную духовную литературу; творить устную Иисусову молитву или вряд ли?
- <Все равно> можно решительно бороться с привычными грехами и если за работой трудно читать в молитву, то творите ее в перерывах между работой, или перейдите на двухсловную молитву: «Господи, помилуй». Чем проще читать молитву - тем лучше.
-Отец Рафаил, мои бабушка и дедушка-Андрей и Александра были баптистами. Они прожили вместе 65 лет, родили 7 детей, старались жить в верности друг другу, честном труде в колхозе.Вы много писали что вне Церкви нет спасения. Могу попросить Вас помолиться об облегчении их загробной участи.. Чувствую себя виноватым в том, что долго увлекался буддизмом, мало знал отчасти поэтому как привести родных в православие.
- Молитвенно желаю облегчения участи ваших родных, насколько это возможно. Рад, что вы избежали западни буддизма. Спаси вас, Господи!
-Отче, Вы много раз писали, что что контрацептивы запрещают каноны Церкви.Хотел уточнить : какие конкретно каноны или правила?
- Предохранение, исключающее зачатие, приравнивается к рукоблудию, а контрацептивы, убивающие эмбрион, - к аборту. Об этом вы можете прочитать в епитимийных правилах, например Василия Великого, где убийство плода на всех стадиях его развития наказывается одинаково как убийство. Слова "канон" и "правило" - синонимы, но обычно под каноном в церковном обиходе подразумевается правило, принятое всей Церковью. Деторождение является основной целью христианского брака и семьи как "малой церкви", поэтому вопрос о недопустимости противозачаточных средств, не может быть изменен или пересмотрен. Легализированный грех из личного греха переходит в общественный, но не перестает быть грехом.
-В статье одного пожилого священника я читал, что чин венчания появился только в 9 веке, и.. что гражданский брак это тоже брак) Разве это значит, что жениться можно (не грех) только на той, которая ни с кем никогда не жила? Выходит, т.н. "расписанный" брак и гражданский брак для Церкви одно и то же?
- Сергей, в Церкви обитает Дух Святой, поэтому надо принимать церковные таинства так, как они совершаются в настоящее время, без личных исследований. В идеале разводов не должно быть, но в реальной действительности не допустить развода или не повенчать разведенных это подтолкнуть их на больший грех. Поэтому оставим в компетенции иерархии такие вопросы, а займемся вопросами внутренней жизни. Благословение на брак существовал с апостольских времен. В 9-ом веке окончательно оформился тот чин венчания, который существует теперь. Гражданский брак Церковь никогда не считала благословенным, но, в тоже время, не приравнивала его к блуду.
- В одном из ответов на вопросы на Вашем сайте Вы говорили что Вам очень близко богословие и убеждения ученика свт.Иоанна Шанхайского , о. Серафима (Роуза) из РПЦЗ. Недавно исполнилось 5 лет объединения с РПЦЗ. При воссоединении было сказано что объединение было из двух частей Русской Церкви. Была ли РПЦЗ расколом или нет?
-РПЦЗ уникальное явление в истории Церкви. Раскол начинается с протеста, а здесь никакого протеста не было. Он возник позже, и в течение долгого времени РПЦЗ находилась в общении с некоторыми поместными церквями. Приблизительно вначале 60-ых годов, произошла ее самоизоляция, однако, большинство членов РПЦЗ, в противоположность обычным расколам, верили в благодатность таинств поместных церквей. Теперь, когда дело близится к воссоединению, то должен встать вопрос: как МП отнесется к подвижникам РПЦЗ. Надо сказать, что Иоанн Шанхайский относился весьма доброжелательно к МП и поминал на богослужении Русского Патриарха.
-Ещё хотел уточнить: вы говорили, что современные монофизиты и несториане смягчили формулировки, но ересь не оставили. Подскажите, пожалуйста, труды последних веков об этом, подтверждающие ересь этих конфессий.
- Существует целый отдел богословия, называемый обличительным или сравнительным богословием, где подробно разбираются ереси. Курс сравнительного богословия проходят в духовных школах. Вы можете достать специальную литературу по этим вопросам, которая теперь доступна. Что касается современного подтверждения еретичности несторианства и монофизитства, то оно совершенно ненужно, так как эти лжеучения были осуждены и преданы анафеме на вселенских соборах, то есть высшей церковной инстанцией, постановления которых не изменяются.
- В богословском труде “О современном неогностицизме” в переписке с преподавателем МДА А.Зайцевым Вы приводите много доказательств единоспасительности Православной Церкви.Но скажите, пожалуйста, как можно объяснить, слова старца Нектария Оптинского "что и индус спасется, если будет жить по совести"(цитирую по памяти.)- у митр.Федченкова в книге "Божьи люди " это есть, проверял-цитата верна.
- Слова, приписываемые к старцу Нектарию, могут смутить многих, но здесь несколько возражений.1. Этих слов нет в книгах старца Нектария, их не слышал никто из достоверных свидетелей. Они дошли до митрополита Федченкова из третьих, или из чевертых рук, то есть как слух; а такое свидетельство в форме: я слышал от того, кто слышал от слышащего - в таком важном вопросе не достоверно. 2. Предположим, что старец Нектарий сказал что-либо подобное. Но преподобный отец и исповедник Нектарий, в отличие о других Оптинских старцев, после монашеского пострига, любил читать светскую литературу, изучал Пушкина и часто цитировал его. А ведь все это - душевный план, который сам по себе может и не грешен, но притупляет духовное видение человека. Кроме того, отец Нектарий любил поюродствовать, а юродивые говорят иносказательно. Например, он мог сказать своей собеседнице, что индусу, поступающему по своей совести будет лучше, чем тебе; и она переиначивала его слова. О невозможности спастись в индуизме и буддизме я писал в книге «Церковь и мир на пороге Апокалипсиса», в связи с распространением различных индуистских сект в христианских регионах. 3. Для нас спасение, в прямом смысле слова, - это общение с Богом-Отцом через Иисуса Христа в Духе Святом, или же вселение в душу человека света Святой Троицы. Но есть еще косвенный, переносный смысл слова «спасения», а именно избавление о геенских мук, которые постигают нераскаянных грешников за их личные грехи. Чтобы, как - либо объяснить участь добродетельных язычников, некоторые богословы средневековья схематически изображали ад в виде концентрических кругов, находящихся друг в друге. Центр ада это тартар, где находится сатана и самые лютые грешники. Далее степень мучения изменяется по кругам: чем дальше от центра - тем их меньше. А добродетельные язычники находятся во внешнем кругу, и пользуются некой милостью Божьей, но богообщения они лишены. Быть избавленным от мучений еще не значит получить райскую жизнь. 4. Предположим, что женщины, передававшие друг другу слова старца Нектария, изменили своему женскому нраву и передали их точно, что же тогда? Мнение одного святого, или нескольких в противоположность большинству, не является учением Церкви, а только их частым воззрением. Например, святой Григорий Нисский допускал в виде предположения возможность спасения грешников и даже демонов в конце мирового цикла. Но Церковь категорически отвергла такое мнение, в тоже время высоко оценив другие богословские труды этого святителя. В Церкви существует принцип, называемый концессус отцов, то есть их согласие и единомыслие, в котором выражено учение Церкви. Зайцев и его учителя занимаются тем, что игнорируют или опровергают концессус отцов и строят свои богословские гипотезы, отдающие протестантством, как раз на основании мнений, оставшихся за бортом Священного Писания.
- Скажите, пожалуйста, какую из своих книг считаете наиболее важной, чтобы мне время от времени её читать.
- Наверно это книга «Умение умирать или искусство жить».
-Кажется в книге "Тайна спасения" Вы писали, что понимание христианства (как я понял) передавалось от одного старца к другому из поколение. Кого сейчас, по-Вашему можно было назвать старцем. Какого Вы мнения о канонизации о.Иоанна (Крестьянкина)?
- Некоторые духовные дарования могут передаваться от старца к его послушнику, как награда за послушание. Истинный послушник по духу близок к старцу и поэтому становится способным быть его преемником. Я с любовью вспоминаю о встрече с о.Иоанном (Крестьянкиным), но недостаточно знаю о его внутреннем духовном подвиге, чтобы иметь свое мнение о канонизации.
-Прошу Вас, скажите, то был духовным отцом преподобного Серафима (Романцова), Вашего духовного отца. (канонизирован собором УПЦ МП в 2008г.-С.Л.)
-Я никогда не спрашивал у схиархимандрита Серафима, кто его духовный отец, но предполагаю, что это был один из глинских старцев. (несколько позже я прочитал что это был св.Серафим (Амелин)-С.Л.)
- Если Вас с нами не будет, к кому бы Вы порекомендовали обратиться за советом о канонах и св.отцах?
Я не могу рекомендовать и самого себя, так как считаю, что я не старец, а только видел старцев. На ваш последний вопрос затрудняюсь дать ответ.
- Несколько лет пишу на православные темы в интернете, подскажите, что необходимо, чтобы не оступиться.
- Думаю, что вам необходимо иметь духовного отца - крепкого в Православии и достаточно образованного, с которым можно было бы обсудить свои работы.
Отче, благословите! (очень прошу не публиковать на сайте а выслать ответ на мейл)
1.о.Рафаил пишу защищая православную веру (как кажется) или спорю с ближними вроде бы явно будучи прав, а мира в душе не нахожу и опустошение чувствую. А когда ездил с миссионерской поездкой и молился суточным кругом богослужения-чувствовал небывалый покой.Почему и что дальше делать?
2.Отче, я и мои друзья защищая веру от осиповщины и меневщины столкнулись с незнанием и неизучением (владыка в издат.совете не читал книгу Осипова; другой попросту не знает его книг сейчас; третий - о происках кочетковцев и кто есть кто среди духовенства).Учить владык глупо.Но как донести своим владыкам четкие и краткие знания для того чтобы и они могли взять во внимание заражение многих всеспасением, модернизмом?
3.(личный вопрос)
4.Внезапно в 33 года подступили сразу несколько болезней которые могут меня сложить в больницу.Я же хотел заниматься миссией в Тыве где уже был и вообще..
Как в этом случае поступали святые? Причащаюсь 2 раза/нед. и дошел только до устной молитвы Иисусовой и без скорбей она гасла всегда.
(очень прошу не публиковать на сайте а выслать ответ на мейл)
- 1.Для миссионерской работы нужна не только личная и интеллектуальная подготовка, но также благословение Архиерея и духовного отца . тогда вы будете реже и меньше испытывать чувство опустошения. Благодать особенно помогает человеку, когда он находится в духовном послушании.
2. Надо делать выписки из сочинений Осипова и Меня, которые не согласуются с православным учением, и представлять цитаты тем, кто недостаточно знаком с богословскими отклонениями Осипова, а тем более Меня и, не зная, доверяет им.
3.(ответ на вопрос очень личного свойства)
4. Во время болезни и возможного пребывания в больнице подготовляйте себя к миссионерству через чтение духовной и особенно апологетической литературы. Продолжайте устную молитву и она перейдет во внутреннюю.
Призываю на вас Божие благословение.
Желаю вас здоровья, благополучия и духовного утешения.
-В книге воспоминаний
http://karelin-r.ru/books/info/35/ Вы пишете о противостоянии ученых богословов и монахов-молитвенников на Афоне. Почему возникает ситуация, когда православие менее академично, чем модернизм; часто искажающих учение Церкви авторов, уважают за увесистые монографии и пестрящие терминами на древних языках, а о.Серафим (Роуз) или прп.Иустин несколько проще по сравнению с ними пишут.. Каков выход, на Ваш взгляд?
-Стяжать чистоту сердца и внутреннюю молитву намного труднее, чем приобрести внешние знания. Научиться языку молитвы требует несравненно больших усилий, чем выучить несколько иностранных, в том числе древних языков.
Теперь теряется «наука из наук» - учение о внутренней духовной жизни и человек переходит на внешнее. Там, во внешнем, бушуют неискорененные страсти: человек хочет выдвинуться, превзойти других, продемонстрировать свои знания; внутренние ориентиры теряются и человек оказывается в плену рассудочных представлений и воображений. Они сочетаясь друг с другом, порождают модернизм.
Один из современных модернистов так выразился о классическом богословии: «Скучище, какое-то». Слова жизни не приняло его сердце, а страсти, склоняющиеся к декадансу, будь то в искусстве или теологии, потребовали самовыражения через новые теологические гипотезы (которые на самом деле оказываются отзвуком старых, уже забытых и выброшенных на свалку ересей и заблуждений).
Я помню как беседовал с одним теологом о бездоказательности того ходячего мнения, что «Корпус Ареопагитикум» не принадлежит священномученику Дионисию, а неизвестному анониму. Он как веские аргументы приводил мнения протестантских и католических ученых, но потом в процессе разговора признался, что не читал Четьи-Минеи - одну из важных частей Священного Предания, и был уверен, что в христианстве не существовало монашества до 4-го столетия.
Что же касается споров богословов с афонскими имяславцами, то само имяславство скорее представляет собой монашеский модерн. Это невежественная попытка догматизировать метафорический и образный язык христианских мистиков и заменить его плоскими понятиями, которые уродуют саму мысль.
Творения Серафима Роуза и преподобного Иустина Поповича проще сочинений, скажем Булгакова, потому что их мысль яснее, форма изложения более четкая и не нуждается в витийстве, где под нагромождением слов скрывает себя пустота и нищета духовного познания.
Что касается выхода из создавшегося положения, то мне кажется, что люди, которые хотят серьезно заняться изучением богословия, вначале должны тщательно изучить самые авторитетные руководства по систематическому богословию: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, затем «Исповедание православной веры» святителя Петра Могилы и «Ответы на вопросы англиканских богословов», главным автором которых является Патриарх Досифей.
Затем приступить к изучению богословских трудов митрополита Филарета, митрополита Макария, епископа Сильвестра и архиепископа Филарета.
Надо сказать, что умозрительное богословие неразрывно связано с литургическим богословием, так что иногда храмовое богослужение называют «певучим богословием». Чтобы православным богословствовать, надо жить по православному и сделать свое сердце православным так, чтобы иметь не только внешнее, но и внутреннее, идущее из глубины души непосредственное свидетельство Православия. Для тех, кто не имеет возможности специально заниматься богословием, достаточно изучить Катехизис святителя Филарета Московского, чтобы знать основы Православия.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.