ЛЮБОВЬ И КРАСОТА.(архим.Рафаил (Карелин)

Feb 17, 2012 08:05




Любовь ищет прекрасного. Чувство любви неразрывно от понятия красоты. Христианство раскрывало вечную красоту человеческой души как образа и подобия Божьего. Душа христианина, обращенная к Богу, видит отблески божественного света в каждом человеке .

Жертвенность без любви невозможна. Потеряв мистическое чувство как способность со¬зерцать богоподобную красоту человеческой души, люди стали искать в этом мире автономную от Бога и иллюзорную красоту. Любовь -стремление к идеальному, и желание единства с этим идеалом. Здесь источник романтики душевной и плотской любви, гражданской доблести и т.д. При этом объект любви воспринимается не в реальном виде, а украшенным воображением; государство, нация и т.д.воспринимаются как всецелые носители добра. Но эта романтическая любовь к народу, друзьям, искусству, природе, а особенно любовь мужчины и женщины, была способна проявляться в форме преданности, самопожертвования и героизма..

Любовь расширяет жизнь человека, в которое включается круг любимых им людей, они становятся как бы частицами его сердца, они становятся источниками его радости и страдания. Любовь делает жизнь человека более глубокой. Теперь мы видим другое - самозамкнутость и аутизм. Человек становится сам для себя единственной ценностью, как будто весь мир создан только для него. Отсюда возникает прагматичное отношение к другим людям: полезны они, или нет.

Люди часто смешивают два понятия, противоположные друг другу - любовь и страсть. Любовь стремится не взять, а отдать,она видит себя в другом. Страсть, напротив, хочет взять; она стремится захватить другого и поработить себе. Любовь воспринимает человека как личность, страсть - как инструмент. Семья не может держаться на выгоде и страсти, поэтому мы видим катастрофический распад семейств. Выгода - это желание получить как можно больше, а от¬
дать как можно меньше, при этом выгода плохо вяжется с верностью. Что касается страсти, то это вообще неуправляемое чувство, которое находится в постоянном конфликте с нравственностью.

Человек отучился любить, поэтому он не желает иметь детей; деторождение и воспитание ребенка мешает удовлетворению его страстей, а человек ни в чем не хочет ограничивать себя. При распаде семьи дети ста¬новятся еще большей помехой. Характерно, что в большинстве случаев, мужчина, оставляющий семью, даже не интересуется жизнью своих детей и избегает видеться с ними. У человека не только притуплены духовные чувства, но теперь он теряет даже душевные чувства красоты, дружбы, верности и т.д. Стрелка его ценностей все больше
склоняется в сторону самого грубого биологизма. Его целью становится комфорт и секс, более того, секс превращается в какой-то культ. Человек видит, как все и всё продается- дело только в цене (конечно, не всегда это так, - добро в этом пошлом мире скрывает себя), и поэтому человек приходит к выводу, что ключ к счастью - деньги, что посред¬ством денег можно реализовать все свои желания и страсти.

У нас открываются храмы, но Церковь живет одной жизнью, а мир другой. Пока Моисей беседовал с Богом на Синае, народ потребовал у Аарона сделать тельца из золота как своего бога, поклонялся ему и плясал вокруг него. Золотой телец диктует людям свои законы, он захватил и иссушил их души.

Раньше люди, обдумывая свои поступки, задавались вопросом насколько это правильно, затем - насколько это красиво, а теперь - насколько это выгодно. Если бы раньше спросили человека, сколько стоит его дитя, то он бы удивился. А теперь родители высчитывают, во сколько обойдется им будущий ребенок, и обращаются, как к судье, золотому тельцу, и от него ожидают ответа: можно им иметь ребенка ( о.Рафаил имеет в виду прежде всего аборты -Л.С.) или нет.

Человек стремится к комфортности, он привык, чтобы все за него делала техника, а ребенок нарушает эту комфортность, он требует не только расходов, но забот, личного труда и времени. Когда родители любили своих детей, то они находили счастье в этой любви и в общении с ребенком, в котором переживали собственное детство, как бы вторую жизнь. А этой любви теперь нет, или она ослаблена. Холодность к ребенку может перейти в хроническое раздражение. Если раньше ребенок как бы дополнял и расширял жизнь родителей, являясь связующим звеном между супругами, то теперь он воспринимается, хотя бы на уровне подсознания, как агрессор, который вторгся в их жизнь.

Мы говорим о борьбе с детоубийством, но в более широком смысле - это возвращение человечества от культа сладострастия и наживы, как от языческих идолов, ко Христу - Его вечному, тихому свету, истинной любви и красоте.

Взято из книги о.Рафаила о любви.

любовь, современность, архимандрит Рафаил (Карелин)

Previous post Next post
Up