Задолго до Фромма: об образе жизни у аввы Дорофея и стенфордскую речь Джобса.

Oct 29, 2011 01:11

  Почитал я тут Стенфордскую речь Джобса и подумал - ведь задолго до Фромма, который ввел в мир понятие "образ жизни" тонкий знаток утроения человеческой психологии авва Дорофей говорил о лжи самим стилем своей жизни:


...Теперь хотим сказать, что значит лгать и самою жизнию своею.

Жизнью своей лжёт тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным;
или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыни и хвалит милосердие,
или, будучи надменен, дивится смиренномудрию.

И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить её, ибо если бы он говорил с этой мыслью,
то он сперва со смирением сознался бы в своем бессилии, говоря: "Горе мне, я сделался чуждым всякого блага", и тогда уже, по сознании своего бессилия, он стал бы хвалить добродетель и удивляться ей.

И опять он не с тою целию хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого, ибо он должен был бы в сем случае думать так: "Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе иного и налагать на себя и другую тяжесть?" И тогда, хотя бы он в том вышеупомянутом и согрешил, однако же коснулся бы и добра; ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия.

Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели; но или для того похищает имя добродетели, чтобы покрыть свой стыд, и говорит о ней, как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его. Ибо ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в Ангела светла, потому неудивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (2 Кор. 11, 14-15).

Так и лживый человек, или боясь стыда, - чтобы не смириться, или, как мы сказали, желая обольстить кого-нибудь и повредить ему, говорит о добродетелях и хвалит их, и удивляется им, как будто сам поступал так и знает их по опыту: таковой лжёт самою жизнию своею. Это не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава. Вот мы сказали о лжи, что она от лукавого, сказали и об истине, что истина есть Бог.

Итак, братия, будем избегать лжи, чтобы избавиться от части лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: Аз есмь… истина (Ин. 14, 6). Господь Бог да сподобит нас истины Своей; ибо Ему подобает слава, держава, честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

буддизм, христианство, смерть

Previous post Next post
Up