Т.к. часто стали всплывать разного роды пересуды о современных русских архиереях, то задумал привести часть письма о.Серафима Роуза о епископах:
"18/31 октября 1972г.
...Если мы ( о.Серафим и братия монастыря в Платине) когда-то высказали мнение, что наши синодальные архиереи никуда не годятся - то ты нас неправильно понял. Наши епископы , в целом, лучше любых других, о которых мы знаем, и скорей всего ничем не отличаются от епископов последних 2000 лет; через которых Святой Дух руководил Своей Церковью. Большинство верующих; снисходительно, либо не видит, либо почти не замечает человеческую, политическую, «реалистичную» сторону церковного управления. Как издатель «Никодимоса» ты; в какой-то мере, становишься «учителем» в Церкви, принужден входить в церковную политику. Особенно, когда ты берешься разбирать церковную ситуацию, о которой ты знаешь только частично, так что приходится тебя посвящать во все, чтобы ты не причинил вреда кому-то изложениём полуправды.
В целом, наши епископы не отличаются плохими администраторскими способностями, скорей наоборот (обычно бывает так, что святой епископ является плохим администратором). Если что-то и является для них искушением, то это то, что они слишком серьезно, принимают «организационную» сторону Церкви, тем самым иногда «угашают дух» (Фесс.5,19) некоторых членов церковного организма. Те из нас, кто может, должны поддерживать гopениe духа, как ты точно написал: «перестать верить в "организацию" и прилепиться к "организму"». Таким образом, мы сможем не только послужить Церкви, но станем лучшими помощниками епископов; ибо мы подвизаемся вместе с ними в истинном служении Церковному «организму», Телу Христову. Если мы, таким образом, иногда страдаем от взаимного непонимания и обид (и мы все виноваты в этом, не только епископы!), то Церковь дает нам духовные средства, чтобы простить и преодолеть это. ( Лк. 6:37)
Особенно мы огорчены тем, что ты гневаешься на отца Е.(8); который, насколько мы знаем, преданный; рассудительный, со здравым смыслом, и мы не собираемся питать к нему таких недобрых чувств. Если он оказался в каком-то ложном положении, то, вне сомнения, это случилось из искренних порывов, которые были потенциально вредны т.к. носили политический характер, т.е. касались «оргaнизационной стороны Церкви в ущерб Ее Организму ( ср.Еф.1:22, 23). Откровенно говоря, Владыка Иоанн (свт. Иоанн Шанхайский) в своей жизни не был понимаем своими собратьями-епископами, именно потому, что в первую очередь, жил в «организме» Церкви и позволял и никогда не позволял «организации» взять верх ( в своем сознании - Л.С.). Это пример для нас, и не волнуйся, если ты не можешь, понять это сейчас; «Понять» это можно только на личном опыте, выстрадав, по мере духовного роста в Церкви и в Ее традициях. Бог пошлет тебе случаи к «пониманию» этого в твоем сердце.
Не доверяй своему уму, он должен быть очищен страданиями ( Деян. 14, 22) , иначе он не выдержит испытания нашего времени. Я не верю, что «логичные» пребудут с Его Церковью в наступающие грозные времена; т.к. будет слишком много «различных причин», препятствующих этому. Те, кто доверяют своему разуму, убедят себя уйти. Это искушение для тебя не новое, но первый год издания «Никодимоса» показал, что ты можешь смотреть вглубь, как бы в «третье измерение» церковного мышления. Ты многое можешь получить из книг (не позволяй никому отговаривать тебя их читать) сейчас много выходит хороших книг (настоящее время, вне сомнения, является Золотым веком печатного слова на английском языке). Но полностью “третье измерение” придет к тебе через личный опыт и через общение с теми, кто имеет глубокие корни в живом церковном Предании ( 1 Тим. 6, 20). Если к отцу Пантелеймону (9) или отцу Никону у тебя «не лежит душа» (как говорят русские), то никто не будет заставлять обращаться к ним за советом. Но в то же время, не впадай в искушение - доверять только себе и единомышленным с тобой неофитам. Мы, американцы, в ближайшем будущем должны находиться в практической зависимости, в своей мере, от русских или греков, желательно от обеих сторон. Так всегда было в Церкви, т.к. таким образом традиционное Православие только и может быть насаждаемо на новой земле.
Для нас Владыка Иоанн ( свт. Иоанн Шанхайский) является ключом: он показал нам правильный подход, и он молится о нас ( см. дату письма-1972, ибо святитель умер в 1966, прославлен в 1994г.- Л.С.). Он стоял выше всяких «партий», вдохновляя и подбадривая всех; сея семена повсюду и оставляя жатву Богу и другим трудникам ( Луки 10:2). Нам предстоит решать, станем ли мы убирать урожай или оставим поле.
Пожалуйста, прости меня, если я сказал слишком много или слишком мало, или чего не понял. Дай нам знать, если ты еще по-прежнему находишься в смущении и почему, и молитвами нашего блаженного владыки Иоанна да рассеется и разрушится твое смущение. Молись о нас.
Наконец, практическое заключение: иди прямо по тому пути, по которому ты начал идти, держи свой ум и сердце открытыми и вере в молитвы Владыки Иоанна. Мы ждем твоих статей о модернизме, которые могут исполнить то, что мы когда- то намеревались предпринять (и даже начали), но увязли в прочих делах.Существует вопиющая нужда в таких статьях.
Да просвятят тебя молитвы Владыки Иоаннa!
Сноски.
8. Русский священник, критически относящийся к Влад. Иоанну Шанхайскому и вообще к многим епископам.
9.Архимандрит, прославившийся богословским свободомыслием. Позже был обвинен в нравственном разложении церковным судом и решил удалиться к греческим стростильникам и увлек за собой многих. "