Свершилось! Богослов и недавно живший святой Церкви св.Иустин Попович канонизирован в Поместной Сербской Православной Церкви (и старостильной по статусу)(+ день памяти 1 июня
( Read more... )
2-3 года назад была подхвачена в интернете кем-то из посадских семинаристов сказанная фраза о якобы низком богословском уровне произведений современного преподобного.
И я грешил против преподобного,думая также.Недавно ознокомился с четырех-томником и был поражен: обилие источников -сотнями,цитаты на латыни,греческом и прочем,очень сложный текст - была проделана колоссальная работа.Меня заинтересовали там как раз темы,например,доказательства,что блаж.Августин не выдвигал филиокве в том виде в коем принято на Западе,размыления преподобного о модернизме и проч.Вообщем,сравнительного богословия части наследия.
Вот началось. Канонизировали святого, а не крылатые выражения. Значения этого события для сербов в первую очередь, но и для всего православия, совершенно не в этом.
Каждый возьмет, что захочет. Многое обусловлено сербской спрецификой и противостоянием православной Сербии католической Хорватии. Здесь сдедует проявлять осторожность и распознание духов :)
ИМХО, Иустин значителен не "Догматикой" и не антиэкуменизмом, а как духовный облик, как знак противостояния идеологии (даже если в этом противостоянии он сам мог иногда делаться идеологом - что делать? Несть человек, иже жив будет и не согрешит). Для сербов этот духовный облик много значит. Радостно видеть, что Сербская Церковь взяла положительный курс. Позади очень тяжелые годы.
А с Нью-Йоркским (т.е. русским) богословием, - - нет, полемики не было. Просто пути не скрещивались. Слищком великая географическая и даже более того - историческая пропасть. Но истоки те же: русское духовное и богословское возрождение (как и у Иллариона Троицкого) :)
Всё же настаиваю на том,что Керн,Шмеман и Мейендорф не есть русское богословие в том смысле что знак равенства между ними ставить рано.А потом,о либеральности нью-йоркского богословия говорят и в Элладской Церкви,и в Америке в Поместных Церквах,и в РПЦЗ и в той же Сербии.
Церковь по символу веры одна.В этом ключе мне не совсем понятно как борьбу с лже-церковью можно назвать идеологией.Склонен рассматривать это как христианскую любовь к заблудившимся братьям.
Ну, например, то, что прп.Иустин пишет больше от ума, нежели от сердца. Архим. Рафаил пишет: "Я не отвергаю пользы творений Иустина (Поповича) для определенного круга читателей, но при своем уважении к нему, я к этому кругу не принадлежу". Я тоже. И у меня есть свои серьёзные претензии к прп. Иустину, но говорить о них не буду.
Но вот комментарии d_st75,selsky_brigadir не убивают в Вас,Сергей,надежду на то,что эта канонизация повлияет на экуменистов в WO,подействует на них,заставит их пересмотреть свои экуменические взгляды?
Сейчас в моде говорить что-то типа такого: "Канонизировали святого, а не его труды".
Модно,но прп.Иустин прославлен не как мученик или за миссионерски-апостольские труды - канонизирован богослов-подвижник,это всем очевидно.Надежды на последнее нет,а вот отказ от теории ветвей в 2000 и 2008 и канонизация автора "всеересь экуменизма" подготавливает внутри WO почву для серьезного ответственного обсуждения и создает симметричный ответ модернизму.
Не заставят. Я диакон, и 15 лет читаю прошение в ектении "О соединении всех". Поэтому являюсь убежденным экуменистом. Кстати, первым православным патриархом, последовательно поддерживавшим зарождающееся экуеническое движение был патриарх Тихон, считавший Дж. Мотта (основатель экуменизма движения)своим лучшим другом.
Отче диаконе! я мирянин,но насколько помню, свт.Филарет Московский прошение "о соединении всех" толковал так: о присоединении всех к Православию и никак иначе.В том смысле, как это прошение понимал известнейший святой-и я горячий экуменист.
А свт.Тихон Московский обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899г.сказал - ”для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а п р а в о й веры во Христа.
О сем и помышляйте,братия,что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности..” (“Слово православия в Америке ”М : 2001 ,изд. Сретенского мон.стр.212)
Теперь прославлен всей Сербской Поместной ПЦsergeylarinApril 30 2010, 20:57:03 UTC
рхимандрит Иустин (Попович) (1894-1979) - один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день - 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Comments 99
Reply
И я грешил против преподобного,думая также.Недавно ознокомился с четырех-томником и был поражен: обилие источников -сотнями,цитаты на латыни,греческом и прочем,очень сложный текст - была проделана колоссальная работа.Меня заинтересовали там как раз темы,например,доказательства,что блаж.Августин не выдвигал филиокве в том виде в коем принято на Западе,размыления преподобного о модернизме и проч.Вообщем,сравнительного богословия части наследия.
Reply
pro Simeona ne zabivajte)))
Reply
Reply
Как и свт.Иллариона Верейского.И свт.Киприана Карфагенского.Находяться люди,которые,увы,хотят вычеркнуть труды этих святителей..
Reply
Возввращаюсь к преподобному Иустину.
Каждый возьмет, что захочет. Многое обусловлено сербской спрецификой и противостоянием православной Сербии католической Хорватии. Здесь сдедует проявлять осторожность и распознание духов :)
ИМХО, Иустин значителен не "Догматикой" и не антиэкуменизмом, а как духовный облик, как знак противостояния идеологии (даже если в этом противостоянии он сам мог иногда делаться идеологом - что делать? Несть человек, иже жив будет и не согрешит). Для сербов этот духовный облик много значит. Радостно видеть, что Сербская Церковь взяла положительный курс. Позади очень тяжелые годы.
А с Нью-Йоркским (т.е. русским) богословием, - - нет, полемики не было. Просто пути не скрещивались. Слищком великая географическая и даже более того - историческая пропасть. Но истоки те же: русское духовное и богословское возрождение (как и у Иллариона Троицкого) :)
Reply
Церковь по символу веры одна.В этом ключе мне не совсем понятно как борьбу с лже-церковью можно назвать идеологией.Склонен рассматривать это как христианскую любовь к заблудившимся братьям.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Я тоже. И у меня есть свои серьёзные претензии к прп. Иустину, но говорить о них не буду.
Reply
(The comment has been removed)
Но вот комментарии d_st75,selsky_brigadir не убивают в Вас,Сергей,надежду на то,что эта канонизация повлияет на экуменистов в WO,подействует на них,заставит их пересмотреть свои экуменические взгляды?
Сейчас в моде говорить что-то типа такого:
"Канонизировали святого, а не его труды".
Reply
Модно,но прп.Иустин прославлен не как мученик или за миссионерски-апостольские труды - канонизирован богослов-подвижник,это всем очевидно.Надежды на последнее нет,а вот отказ от теории ветвей в 2000 и 2008 и канонизация автора "всеересь экуменизма" подготавливает внутри WO почву для серьезного ответственного обсуждения и создает симметричный ответ модернизму.
Reply
Reply
А свт.Тихон Московский обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899г.сказал - ”для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а п р а в о й веры во Христа.
О сем и помышляйте,братия,что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности..” (“Слово православия в Америке ”М : 2001 ,изд. Сретенского мон.стр.212)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment