ПСАЛТИРЬ В ТОЛКОВАНИИ СВ.ОТЦОВ ( ШЕСТОПСАЛМИЕ)

Dec 27, 2009 01:10




“ ШЕСТОПСАЛМИЕ” в святооотеческом толковании.

1. Псалом 3. Давиду, внегда отбегаше от лица Авеccалома, сына своего,
2. Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, Этими словами делается намек и на умышления мысленных врагов - демонов против нас.(свт. Афанасий)
3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. 4. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве.Подобно Моисею,хотя он внешне и молчал,но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх.14,15) называя молчание воплем,по причине, по причине усердной умной молитвы Пророка. Г л а с-это мысленное прошение ума.Гора святая-небо. (Свт. Афанасий, блаж. Феодорит.)
6.Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Божественное Писание часто бедствие называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа. (Св. Афанасий, Феодорит,Августин,Григорий Нисский.)
7. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Нападающими на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые “падоша” (смысл высший пророческий) (по Зигабену).
8. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Это изречение относится к внутреннему человеку,его духовной жизни. Образ выражения заимствован от зверей. Зубы грешников - это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения. (Василий В., Св. Афанасий, Феодорит).
9. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Не должно возлагать надежды на человека, но от одного Бога ожидать спасения. Вольную Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. Людем своим - всем верующим в него Спаситель даровал благословение свое - крест честной. Под благословением необходимо понимать также благодеяния Божии, как следствие благословления Божьего. (свв. Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Тихон.)

Псалом 37,Давиду, в воспоминание о субботе.
2.Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Слова, употребляемые в псалме в отношении к Богу, - это слова подходящие для человека, но смысл их относится к Богу. Гневается Бог ,конечно, не страстью гнева, но совершает праведное возмездие и наказание. Давид обращается к Богу как больной к врачу, а не как приступник к судье. (Златоуст, Феодорит).
3. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Стрелы-это беды, скорби, трудности, болезни. Рука-наказание за грех. Многие изнемогли от болезненного приключения по неразумию, не ожидают полезного окончания его но в негодовании на Бога остаются в бессилии, немощи своей неразумности. (Василий В., Афанасий)
4. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Лицо грехов - есть воображение и воспоминание их, т.к. грех каждого пред лицом каждого всегда (т.е. память о грехе). По причине(рассматривания и согласия в душе с мыслями греха-Л.С.) греха изнемогает крепость телесных и душевных сил и теряется мир помыслов.
(св. Афанасий)
5. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Только по-настоящему почувствовавший свои грехи может сказать эти слова, так как грех действительно тяжел и бремя греха тяжкое и неудобоносимое. Ничто так не показывает ослепление мысли и не доказывает ее привязанность к земному - как осознание власти греха. (св. И.Златоуст)
6. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Давид свидетельствует о мерзости греха: потому что нет ничего грязнее и сквернее греха. И действительно: грех, по своей природе хуже и зловоннее всякой гниющей раны. Таков вообще грех. Прежде чем он будет сделан, он дает некоторые приятные чувства, но после него в душе есть чувства горести и печали. Всякая душа, неосоленная небесной солью Святого Духа, загнивает и наполняется всяким зловонием лукавых и суетных помыслов; закрадываются в нее злые и страшные черви, т.е. лукавые духи которые живут в ней и растлевают ее. (Златоуст, Макарий В.)

7. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Душам грешников как бы зверьми наносятся раны и как бы пожираются этими зверьми, и покрывается как бы гноем и гнилостью. От гниения греховных ран человек делается дряхл и погорблен, обличается угрызением совести срамом и стыдом. Весь день, т.е. в течение всей жизни сетуя, он помнит о своем беззаконии. (свв.Василий Великий, Максим Грек).
8. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Лядвия-чресла, детородные органы.
9. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Озлоблен своими грехами и потому смирихся до зела, до крайности. Рыках - ревел от стенания сердца своего. Ибо совесть, уязвляющая сердца, приводила в нем стенания. (свт. Кирилл).
10. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Это слово учит нас не скрывать грехов своих и не держать их в глубине души, как черноту и гниль, но исповедовать их нещадно. (В.Василий)
11. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Пророк сильно воздыхает от тяжести внутренней брани, по причине удаления от него света очей Святого Духа за грехи. (В.Василий)
12. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа,
13. И ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивым весь день поучахуся. Друзья и домашние прямо мне сташа - стали поступать против меня враждебно и явно мне противостали; и даже ближние от страха отделились от меня. Бог попустил этому произойти за грехи мои. Под ближними подразумеваются и ангелы, которые удаляются от человека за грехи его. Ищущие же душу демоны от этого сильнее нападают .Льстивным весь день поучахуся-замышляя всякие день козни. (блаж. Феодорит, свт. Афанасий).
14. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих.
15. И бых яко человек на слышай и не имый во устех своих обличения.
16. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.
17. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Это яснее показывает история. Потому что, когда Авессалом осуждал решения правителя-отца и изменник Семей оскорблял языком и рукой - Давид с великодушием молча переносил обиды: потому что всё упование свое возлагал на Господа, сказавшего: мне отмщение, Аз воздам (Евр.10,30). Некоторые из толкователей относят это и к Спасителю, Который на злоречия врагов не отверзал уст своих. (блаж.Феодорит).
18. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.
19. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Никто да не надеется от своих великих грехов очиститься только одним только исповедованием грехов без труда и подвигов, достойных истинного покаяния, если он поленится потрудиться. Давид не только исповедует грехи перед Богом, но и заботиться сделать добрые дела вместо грехов. Есть ли польза вскрывать рану, а нужного лекарства не приложить? (свт.Димитрий Ростовский).
20. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.
21. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Нетерпимой злобе врагов Давид противопоставил свое долготерпение, надеясь этими скорбями заслужить милость Бога. И гоним был Давид только за то, что гонях благостыню,т.е. чистосердечно и с добрыми намерениями ко всем поступал. (по Зигабену)
22. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. 23. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего. Такова должна быть смиренная молитва всякого, просящего помощи Божией.

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, 62.
Святой Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нём свою особенную любовь к Богу. А где любовь к Богу - оттуда убегает всякое зло; где есть память о Боге - там презрение всех скорбей и печалей, там растворение благочестивых помышлений, там царство неба на земле (Златоуст, Феодорит) Этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает зломышления Саула и предсказывает в будущем избавлении от них, почему и написан - в конец. Подходит и всякому верующему, неправедно преследуемому (блаж. Феодорит).

2. Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Не имея сил изобразить свою любовь (к Богу - Л.С.) словом, пророк везде ищет сравнения, чтобы хоть как-то показать свою любовь и сделать нас соучастником его любви. Достаточно посмотреть с каким возвышенным расположением обращается Пророк к Господу не сказал: Боже, Боже - но Боже, Боже мой, по преизбытку любви к Нему. Любящий Бога желает всегда с Ним пребывать и беседовать. Достигается это нами частой молитвой.
3. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Давид показывает, что и там, когда молился в скинии, он сохранил одинаковое расположение души и свою любовь к Богу. Напротив, грубые и суеверные люди пока видят перед глазами своими священные обряды - стремятся с усердным жаром в молитве к Богу, но как скоро священное зрелище заканчивается, - тотчас и вера исчезает в них (св. Афанасий).
4. Яко лучше милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
5. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
Приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века. Они ставят своей главной целью не только благословлять Бога устами, но и прославлять его добродетельной жизнью - благословлю Тя в животе моем
6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
Все это гадательно изображает веселие и утешение, подаваемые Духом Святым. Не-бесное веселие Духа выражается ясно в душах достойных. Потому что они ещё здесь принимают залог и начала наслаждения, той радости и духовного веселья, которым святые в Царстве Небесном будут причастны в вечном свете.
7. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Всегда нужно помнить о Боге, но особенно - ночью, когда душа и ум находятся в мире и спокойствии. Хотя и днем следовало бы помнить об этом, но так как развлекают заботы и житейские дела - то размышляй о нём хотя бы утреннее время; тогда без всякой опасности будешь выходить на дела свои. Потому что молитва - великое оружие против искушений.
8. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Кровом крил называет охранение Божиим покровом.
9. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Вот какими мы должны быть! Так настроиться требует нас Дух Святой. Прильпе душа моя по Тебе, а далее показывает плод любви: мене же прият десница Твоя. Даже на малое время не желает Пророк отвлечь от своего помысла от памятования о Боге, но пламенея памятью о Нем, привязывается к любви Божьей. (свв. Афанасий, блаж. Феодорит, прп. Ф.Студит.)
10. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли.
11. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: предадутся в руки оружия ( оруженосцев), а этим указывает на неизбежность мча и смерти, после которой они внидут в преисподняя земли, т.е. во ад. Лисицами называет пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу - насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны (тии) те, которые ищут погибели праведника. (свтт.И.Златоуст, Афанасий).
12. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. Уверовавшие во Христа справедливо называются царями (1 Кор. 4,8) Похвалою воцарившихся будет Христос.(свт. Афанасий).

Песнь псалмa сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману , 87
В конец о Маелофе переводится как победная песнь хором, которую начинал один псалмопевец - Еман Израильтянин, а ему отвечал хор. Псалом изображает предсмертные борения Иисуса Христа, Его страдания и смерть. Поскольку таинство Христово глубоко и для понимания его необходим крайне тонкий духовный разум, то в подписи к псалму сказано: разума. Пророчество излагается в виде молитвы к Богу и показывает болезни человеческого рода после грехопадения. Эта молитва подходит любому благочестивому человеку, испытывающему скорби, но не прекращающего молиться и надеяться на Божью помощь. (Златоуст, Афанасий, Феодорит.)
2. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою.
3. Да внидет пред Тя молитва моя, преклони ухо Твое к молению моему. Этими словами Христос Спаситель взывал к Богу Отцу во время предсмертных борений. К Отцу неоднократно Христос взывал во дни - на горе, а в нощи - в Гефсимании.Так и каждый из должен во дни и в нощи взывать перед Богом, если желает, чтобы молитва его дошла до Господа и прошения имели успех (Златоуст).
4. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.
5. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи, Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: прискорбна есть душа моя до смерти (Мф. 26,38). Тогда же он привменен бых, то есть причислен к нисходящим в ров смерти и бых яко человек без помощи, ибо действительно тогда ученицы вси оставльше Его бежаша (Мф. 26, 56) Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был мертв, пребывал свободным, поскольку не имел греха, который бы делал его повинным в смертном приговоре. (свт. Афанасий Великий)
6. В мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.
Христос сделал себя подобным не только язвенным (раненым), но и изглаженным из памяти Бога, т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за своё незлобие. Тело Христово было и по смерти наполнено животворной силы, поэтому оно в одно и то же время из ребра кровь и воду: первую - как доказательство, что Христос был человек, а второе - в доказательство того, что и выше человека при этом; так как невозможно воде быть в мертвых телах. (Свт.И.Златоуст, свт.Афанасий Великий
7. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней.
8. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Яростью Божиею называет наведенное на человечество проклятие: смерть. А так как Христос сделался за нас клятвой - то ярость Божия утвердилась на нём. Волнами назы-вает искушения, понесенные Господом ради нас. (Свт. Афанасий,Евсевий Кесарийский.)
9. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.
Во время страданий все его оставили: стояху же вси знаеми Его издалеча, и жены последовавшие за Ним из Галилеи, видели это. (Лк.23,49). Положиша мя мерзость себе - смотри как и до нашего времени иудейская религия презирает имя Христа. (Свт.И.Златоуст, Свт. Афанасий)
10. Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.
Очи Христа изнемогосте от нищеты, т.е. от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст мя (Ин.13,21), где смущение духом означает плач, а воздеяние рук выражает мучительную скорбь души. (Златоуст,Афанасий)
11. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?
Изможденный от страданий Христос в предсмертных борениях обращается к Отцу, прося его помощи: ибо не для мертвых творит Бог чудеса и нет врача, который мог бы освободить от смерти, ни для находящихся в погибели невозможно познать истину, ни преданной земли забвений, т.е. лишенной плодов Св. Духа - никому из них невозможно быть причастником человеческого человеколюбия. Потому, ради таковых Христос снисходит и причисляет себя к ним, сущим во аде. (Афанасий)
12. Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?
13. Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?
14. И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя. Эти слова показывают, что молитва Спасителя, в которой говорится: ты же, Господи, восставь мя, была исполнена к тому утру, когда Он и воскрес. Поэтому и желающему в этой жизни освободиться от всякого рода бедствий необходимо усердной молитвой предварять утро. (Феодорит, Евсевий).
15. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене?
16. Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох.
Христос с воплем молился как принявший наше лицо, которое Бог отверг за непослушание, Богат сый,стал нищ ради нас (см. 2 Кор.8,9) и был в трудах от юности и подвергался многим нападениям дьявола. И , когда был поднят на крест,смирился и изнемог.. (Златоуст)
17. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, Потому что Христос принял на Свое тело грехи всех людей, поэтому по нем прошли все гневи за различные грехи, смутили и подошли даже к сердцу. (Златоуст,Евсевий)
18. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе.
19. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Здесь Христос упоминает о дне страдания, когда Его окружили распинатели, а ученики - впав в малодушие, бежали. Но причину этого Божественный Страдалец приписывает не им, а Отцу, потому что таинство креста, совершавшееся им по мысли и благоволению Отца, превышало их силы. Эта молитва подходит и необходима каждому страдающему и скорбящему, и даже тому, кто обуреваем лишь в мыслях. Хотя этот псалом не воссыланием благодарения, но только плачевной мольбой заканчивается, тем не менее, он полезен нам для поддержания постоянного подвига молитвы. Потому что, по слову ап. Павла: предписано быть нашему наказанию, да терпением и утешением писаний, обретем надежду. (Рим. 15, 4) (Златоуст, Феодорит)

Псалом Давиду, 102.
В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к боящимся Его. Эта песнь подходит всему человечеству в целом и каждому человеку в частности. (Златоуст,Феодорит).
1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и святого имени Его, которая освещает славословящих Его. Словом внутренняя дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим.
2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, Царь-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Псалом Давиду, 102.
3. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. Очищается человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, и.. язвою (Которого) мы исцелехом (Ис.53,5) (Псалтирь с толкованием).
4. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяющий человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека - восполняет их недостаток и таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателнг и милостив к ближним, То и тебя он увенчает в Царстве Своем, ибо: блаженни милостивии: яко тии помилованы будут.
5. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Тела праведных в будущем веке восстанут подобоообразными телу славы Христовой - Этого разумного Орла. Обновление всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в этом полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаза. Потому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла обновление души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете.
6. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Господь творит свою милость и праведный суд тем, которых обижают. (Евсевий).
7. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.
Рукой дивного Моисея Господь изобразил спасение для нас как бы на картине: море - образ крещения, манна-образ небесной пищи. Сказа пути Свои Моисеови, Господь открыл ему и значение образов закона и тени по отношению к будущим благам: что такое иудеи в таинственном смысле, что такое обрезание сердца, и жертва хвалы и оправдания. Получение закона есть дело милостыни, сострадания и благодати.
8. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.
Человек сотворен по образу Божьему с той целью, чтобы подвижнической жизнью унаследовать признаки Богоподобия. Я, - говорит Господь, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс.108,8; Иоил.2,13) и соблюдаю правду. Вот черты Божественного лика, по которым узнается душа, причастившаяся Богоподобия. По любви к Богу восприемлет она труды за труды в стремлении к очищению себя, пока не преуспеет обрести черты божественного Богоподобия.
9. Не до конца прогневается, ниже во век враждует,
Если бы Господь тотчас бы наказывал по тяжести греха, то уже давно всё человечество перестало бы жить на земле. (Свт.И.Златоуст)
10. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.
Давид здесь повторяет ту же мысль о милости Божией различными словами, чтобы показать этим безграничную любовь Бога к человеку. Когда Господь поразит тебя сильной скорбью или болезнью, или бедой, - будь уверен, что Он точно пошлет тебе и отраду, и соответственно твоим страданиям подаст тебе благодать мира, силы и радости.(св.прав. И.Кронштадтский)
11. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
12. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.
Если бы Псалмопевец нашел бы ещё большие расстояния, он указал бы их, желая показать необъятность божественной благости. Но не выше неба, ни шире прос-транства мысль человеческая не нашла измерения (Свт.И.Златоуст, блаж. Феодорит)
13. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.
Не потому, чтобы это было только так: но потому, что Давид не имел другого сильного подобия в виду - для изображения Своей крайней сострадательности к боящимся Его, и чтобы ты знал, что любовь Бога даже гораздо больше любви матери и отца к детям. (Свт.И.Златоуст)
14. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
По справедливости Бог милостив к нам, т.к. знает, что мы созданы из праха, незначи-тельнейшей земной пыли слабыми, почему и жалеет нас. А потом и воплотившись, и став подобным нам человеком, Сам искушен быв, может и искушаемым помочь (Евр. 2,18) (Исихий).
15. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет,
Прекрасно рассуждает о нашей немощи божественный Давид. Такова временная наша жизнь, братие! Таково забавное появление наше на земле - возникнуть из ничего и, возникнув, - разрушиться! Мы то же, что беглый сон, полет птицы, корабль на море, следа не имеющий, прах, дуновение,лепестки цветка…Видел всяческое, говорит Екклесиаст; обозрел я мыслью все человеческое, богатство, роскошь, могущество, непостоянную славу, мудрость, чаще убегающую, нежели приобретаемую; неоднократно возвращаясь к одному и тому же, рассмотрел опять роскошь и опять мудрость, потом сластолюбие, сады, многочисленность рабов, множество имения, виночерпцев и виночер-пиц, певцов и певиц, оружие, оруженосцев, коленопреклонения народов, собираемые дани, царское величие и все излишества и необходимости жизни, все, чем превзошел я всех до меня бывших царей; и что же во всем этом? Все суета сует, всяческая суета и томление духа (Еккл. 1, 2. 14) т.е. какое-то неразумное стремление души и развлечение человека, осужденного на это, может быть, за древнее падение. Но, конец слова, -говорит он,-все слушай, Бога бойся (Экк.12,13).Здесь предел твоему недоумению; вот единственная польза от земной жизни - самим смущением видимого и обуреваемого руководиться к постоянному и вечному. Итак, будем оплакивать не мертвых, о которых знаем, от какого зла они избавились, но себя самих: ибо знаем, для каких бедствий оставлены мы, и какие ещё соберем для себя, если не предадимся искренне Богу, если не будем искренно последовать Духу, возводящему на небо. Это прискорбно для малодушных, но легко для мужественных духом.(свт. Григорий Богослов)
16. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Духом называет душу, в присутствии которой тело живёт и действует, а когда она отделяется от тела, тело умирает и разлагается, так, что не узнаешь внешности, которая была, не различишь, что это тело одного, а это - другого, потому что дух проходит через него, и потом уже нет его - как перевел этот стих другой. (Златоуст, Феодорит).
17. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его,
18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
Любовь Бога к людям даже для отдаленных потомков сохраняет награду правды и милости, заслуженное предками. По заслугам (одних только - Л.С.) патриархов-родонача-льников еврейского народа удостоил Бог своего избрания и заботы еврейский народ, что и сказал через Моисея : “не говори в сердце твоём, за праведность мою (избрал меня) Господь, ибо вы народ жестоковыйный. (но за любовь к отцами вашим ” (Втор,9,4-6). Таким образом и великому Давиду сохранил Бог народ, произошедший от него, от исчезновения, несмотря на то, что среди них много согрешивших людей. Наследует обещанное Богом не тот, кто помнит заповеди, но тот, кто исполняет их (Златоуст, Феодорит)
19. Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Всеми обладает (т.е. держит во власти, но не считает своими - Л.С.), а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А поэтому, и Небесное Царство обещал Спаситель успешным в евангельской жизни, и царствует Бог над достойными. (св. Афанасий Великий)
20. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.
Возможности человека не велики к прославлению Бога во всей силе, поэтому св.Давид обращается к святым ангелам, “сильных крепостью”и свободных от страстей - достойно воспеть Благодетеля. Т.о. хоть и человек не сравним со святыми и ангелами, но, как может, прославляет Творца. (Свт.И.Златоуст, блаж.Феодорит, свт.Григорий Богослов)
21. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Всех небесные чины названы Пророком ангелами и силами. Т.к. есть и силы, которые противники Богу, то очень правильно прибавил св. Давид: слуги его. Кто посвятил себя прославлению Бога, тот получит равноангельское достоинство и будет предстоять с ними Богу. Потому что у кого одинаковые занятия, у тех равное и достоинство. (Свт.И.Златоуст, Свт. Афанасий Великий, Евсевий Кесарийский)
22. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.
Этими словами Пророк убеждает душу не уклоняться от восхваления Творца, только по причине своей непохожести на святых ангелов, потому что всем дана заповедь делать это по своим силам. Не место дает цену словам благословления Бога, а добрые дела. И любые неодушевленные существа или животные, если иногда и кажутся вредными, то по непередаваемой мудрости Творца участвуют в общей гармонии вселенной и участвуют в прославлении Бога, на месте, которое занимают в мире. И ты, если бы тебе пришлось бы что-то покупать, находиться в бане, в тюрьме или в гостях у царя, вспомнив, что ты ходишь по земле, которой управляет Бог, постоянно благословляй Творца, чтобы каждое место было для тебя храмом Божиим и местом собрания ангелов. И ап. Павел советует то же самое: желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим, 2,8) (свт.И.Златоуст, прп. Исихий Египетский)

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142.
1. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей.
Этот псалом относится ко всему человечеству, гонимому и притесняемому сатаной, и очень подходит тем, кого преследуют скорби и искушения. Святой Давид причиной того, что его преследует сын, находит в своих грехах, в которых он приносит усердное покаяние перед Богом. Поэтому отцы Церкви отнесли его к разряду покаянных псалмов: покаянный седьмой. (Афанасий, Феодорит, Евсевий). Призывающих Бога истинно Бог и выслушивает истинно; это те, кто любят Его и послушны Ему, и поклоняются Ему духом и истиною. Молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с различным расположением. Не думай оправдаться продолжительностью молитвы, если не сделал в жизни ничего доброго. И фарисей ведь долго молился, но как? - Став же фарисей, сице в себе молящееся (Лк. 18,11) - в себе, а не к Богу; потому что обращал внимание на себя, потому что был в грехах гордыни. (Свт. Василий Великий)
2. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Кто оправдится от дел закона? - Никто, потому что нет человека на земле, который судясь по Божьим заповедям, мог бы оправдаться. Но верой, которую имею в Бога моего, наде-юсь спасенным быть по неизреченному Его милосердию даром. Не станем, пусть даже на немного, оправдывать себя как фарисеи, лицемеры; но одним только искренним покая-нием в грехах будем просить Бога. (Свт.И.Златоуст, Симеон Новый Богослов, св. прав. Иоанн Кронштадтский)
3. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. Об этом уничижении Давида свидетельствует история: Давид шел босыми ногами, покрыл голову и плакался (2 Цар.15, 30). Врагом здесь повествовательно назван Авессалом, а в высшем значении дьявол. Потому что дьявол постоянно преследует. Освободиться от него возможно, по слову апостола Павла, переселением ума на небеса: о горнем помышляйте (Кол. 3.2) потому что наша родина на небесах (Флп. 3,20). Смирение здесь от несчастий, так же как у мертвых, тяжесть скорби как у них, находящихся во тьме.
4. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Духом называет здесь душу.
Смущением сердца и стеснением души выразил очень сильную скорбь. Я не объявлял о своей печали, - говорит Давид, - считая за лучшее скрывать, чем объяснять посторонним. Можно сказать - если кто обижает тебя, ты не обижай. Слова его да будут для тебя упражнением в любомудрии, исполнении заповедей. Если и страдает как-то душа твоя, удержи скорбь внутри себя. Потому что здесь сказано: во мне сметеся сердце мое , т.е. страсть не вырвалась наружу, но усми-рилась, как волна, разбившаяся внутри берегов. Успокой своё лающее и рассвирепевшее сердце. Пусть страсти устыдятся присутствия в тебе разума. (Евсевий, Феодорит, прп. Никита Стифат, Василий Великий)
5. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся.
Помянух, от скольких бедствий избавил Ты наших предков (Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея) я нашел для себя в этом утешение. Потому что Бог по тем же законам, по которым управлял прошедшими событиями, управляет и настоящими. Не малое утешение - знать происходящее: воззрите на древние роды, кто надеялся на Господа и постыдился? (Сир. 2,1) (Феодорит, Златоуст)
6. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе.
Здесь не сказано: простер, но: распростер (воздех), чем показывает великую сердечную расположенность к Богу: потому что у него она едва не вырвалась из тела в стремлении к Нему. (Златоуст).
7. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров.
Необходимо произносить эти слова в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа.. Но не в обычных человеческих делах не следует этим пользоваться.(Афанасий)
8. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах.
Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему: таким людям Бог особенно указывает путь.Еда не имеет силы рука моя: но греси ваши разлучают между Мною и вами.(Ис. 59, 1-2) Поэтому Он и отвращается от людей надменных: на кого воззрю, - токмо на кроткого и на молчаливого, и трепещущего слов моих.(Ис. 66.2) Давид, имея в себе Духа Святого, часто молился о даровании ему благорассудительного рассуждения. (Златоуст, Лествичник)
9. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Время браней - есть время делания. Веди брань, не расслабевай. И когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая, Господи, Иисусе Христе, ты видишь немощь мою и скорбь мою, Помоги мне, изми мя от враг моих.. и помолись, чтобы получить тебе силу служить Богу в чистом сердце. (св.Варсонофий Великий)
10. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой.
Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Видишь, насколько духовны его прошения к Богу: Блажен тот, кто не только знает, но и творит волю Божью,
11. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою.
12. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Под правдой можно понимать человеколюбие. Милостию Твоею потребиши враги мои: ибо милость к обижаемому причиняет гибель оскорбляющему.Невозможно получить просимое просто, по одной молитве, но везде нужно привносить должное и со своей стороны, и сделать самих себя достойных получения того, о чем просим: ибо и иудеи молились, но услушали (ответ): аще умножите моление (ваше) не услышу вас (Ис. 1,15) И чему ты удивляешься, что иудеи не были услышаны, когда Иеремия, молясь о них, получил грозный ответ: и раз и другой раз услышал: не молися о людех сих; потому что не послушаю тебя (Иер. 14, 11) Яко аз раб Твой есмь, потому что стараюсь служить Тебе и хранить повеления Твои, Владыко. (Златоуст).

ШЕСТОПСАЛМИЕ, ПСАЛТИРЬ В ТОЛКОВАНИИ СВ.ОТЦОВ

Previous post Next post
Up