Сохранить невинномысский авангард

Nov 13, 2018 11:26



В мае в Ростове-на-Дону вышел в свет второй том монографии «Архитектура Юга России эпохи авангарда». Автор текста - Артур Токарев, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры ЮФУ, архитектор. Книга стала результатом большого исследовательского проекта, длившегося в течение трёх лет. Участниками команды было совершено восемь экспедиций по регионам Юга России. Координатор проекта, организатор и руководитель всех экспедиций - Игорь Бычков.


Два тома «Архитектуры Юга России эпохи авангарда»
Многие образцы советского авангарда широко известны у нас в стране и за рубежом (дом Мельникова, Шуховская башня, дом культуры им. И. Русакова, дом культуры им. Зуева, дом Наркомфина и др.). Архитектуре же южного авангарда до сих пор посвящались только фрагменты исследований, а широко известны были лишь отдельные объекты, как, например, театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону. Монография Артура Токарева призвана восполнить этот пробел. В неё вошли наиболее значимые сооружения, построенные в южных регионах нашей страны в 20-30-х годах XX в. во время расцвета архитектуры советского авангарда. Столь обширного описания этого регионального направления в авангарде ещё не предпринималось. Многие из объектов, представленных в книге, были ранее неизвестны и их открытие стало в некотором роде сенсационным в кругах специалистов.



Здесь и далее развороты второго тома «Архитектуры Юга России эпохи авангарда»










Ценность наследия архитектуры авангарда в нашей стране стала осознаваться не так давно. Многие яркие примеры этой архитектуры только в последние годы получили статус объектов культурного наследия. Многие спасти не удалось и угроза исчезновения до сих пор существует для большей части этого наследия. В это время во всём мире интерес к советскому авангарду только растёт, а его вклад в развитие мировой культуры общепризнан. В 20-е годы XX в. наша страна впервые стала одним из важнейших мировых центров формирования глобального, выходящего за рамки национальной культуры, стилевого направления. И ключ к пониманию современной мировой архитектуры лежит в том числе в изучении советской архитектуры этого периода.



Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже, построенный по проекту архитектора К. С. Мельникова, одного из лидеров авангардного направления в советской архитектуре. Павильон удостоился Гран-при выставки. Известно мнение Ле Корбюзье, одного из наиболее значимых архитекторов XX века, пионера архитектурного модернизма и функционализма, который говорил, что советский павильон - это единственный павильон на всей выставке, на который стоит смотреть. Павильон СССР принципиально выделялся среди других построек выставки не только содержанием размещённой в нём экспозиции, но и своим современным обликом, резко отличаясь от павильонов других стран, представлявших собой эклектичные стилизации. Фото с thecharnelhouse.org


Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова в Москве в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927-1929 годах, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Фото с thecharnelhouse.org


Водонапорная башня в Краснодаре на Рашпилевской улице 1929-1935 годов постройки, редкий пример сохранившегося до наших дней памятника инженерного искусства сетчатой стальной конструкции гиперболоидного типа авторства инженера В. Г. Шухова. В числе шести сохранившихся на территории России башен, построенных по проектам Шухова, наряду со знаменитой башней на Шаболовке в Москве. Одно из наиболее узнаваемых сооружений Краснодара


Дом культуры имени Зуева в Москве на Лесной улице. Один из наиболее ярких и известных в мире памятников советского авангарда. Построен в 1927-1929 годах по проекту архитектора И. Голосова. Фото с divisare.com


Драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону, построенный в 1930-1935 годах по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. В образе здания прослеживается аллюзия на форму трактора, что иногда трактуется как попытка отразить индустриальных дух времени. В числе наиболее значительных произведений архитектурного авангарда. Один из ключевых архитектурных символов Ростова-на-Дону. Фото с 61km.club
В работах главных идеологов советского авангарда (Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова, братьев Весниных и братьев Голосовых и других) нашли выражение её основные принципы: функциональность, с подчинением устройства архитектуры требованиям новой жизни с новой организацией труда и быта, а также отказ от декоративности, поиск изобразительности в чистой пластике элементарных фигур, использовании масс и объёмов как таковых в их соотношении. Моисей Гинзбург призывает архитектора стать не декоратором жизни, а её организатором.



Дом Наркомфина в Москве на Новинском бульваре. Один из ключевых памятников жилой архитектуры авангарда, «опытный дом переходного типа». Построен в 1928-1930 годах по проекту архитекторов М. Гинзбурга, И. Милиниса и инженера С. Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). «Строительство домов переходного типа было <...> наиболее широко задуманным экспериментом в области поисков жилища коммунального типа. При этом эксперимент включал в себя такие стадии, как анализ существующих типов зданий, научные исследования, разработку новых типов ячеек и приемов связи жилой и коммунальной части дома, разработку новых типов конструкций и методов возведения здания, создание проектов конкретных зданий, строительство домов. <...> Наряду со стремлением проверить приемы организации коммунальной жизни в домах переходного типа важной задачей экспериментальных домов было создание такого жилища, которое позволило бы дать каждой семье отдельную квартиру» (из книги С. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда»). В 2017 году началась реставрация здания по проекту мастерской Алексея Гинзбурга, внука М. Я. Гинзбурга. Фото с thecharnelhouse.org
Первый том исследования посвящён объектам на территории Ростовской области, Краснодарского края, Крыма и Кавказских Минеральных Вод, второй том - объектам на территории Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни, Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей. Но именно выход второго тома стал значимым культурным событием для Невинномысска, потому что именно во второй том вошёл объект, расположенный на территории нашего города - водонапорная башня с пожарным депо шерстомойной фабрики №1 им. В. И. Ленина, расположенная по ул. Маяковского. Стоит отметить, что невинномысская башня стала единственным объектом, расположенным за пределами Кавминвод, представляющим в исследовании Ставропольский край.



Здесь и далее развороты книги «Архитектура Юга России эпохи авангарда» о водонапорной башне с пожарным депо шерстомойной фабрики №1 им. В. И. Ленина в Невинномысске






Водонапорная башня шерстомойки вошла в книгу в качестве дополнительного вновь выявленного объекта, потому что сведения о ней, как рассказал Игорь Бычков, были чудом обнаружены в фондах Музея архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) уже после выхода первого тома. Была обнаружена и редкая фотография башни, сделанная в 1930 году, на которой явно запечатлились характерные для того времени черты: пересечение призмы лестничной клетки с цилиндром бака, вертикальная полоса остекления.



Фотография водонапорной башни и пожарного депо в Невинномысске из архива Музея архитектуры им. А. В. Щусева
Позже выяснилось, что по конструкции невинномысская башня оказалась схожа с другими башнями того периода, в частности с известной Белой башней УЗТМ («Уралмаш») (1929-1931 гг.) в Екатеринбурге (Свердловске), построенной по проекту Моисея Рейшера, и водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» (1930-1931 гг.) в Санкт-Петербурге (Ленинграде), построенной по проекту Якова Чернихова. У всех башен цилиндрический бак опирается на железобетонные колонны прямоугольного сечения. В наши дни среди некоторых специалистов не утихают споры об авторстве идеи такой конструкции: был ли это М. Рейшер или Я. Чернихов или же два похожих проекта возникли независимо под влиянием актуальных на тот момент идей. Как бы то ни было, очевидно, что невинномысская башня составляет с башням М. Рейшера и Я. Чернихова один ряд. Особенность её конструкции в том, что пространство между шестью колоннами-опорами заполнено кирпичной кладкой, образуя внутри дополнительные помещения, а также имеется два независимых бака, а не один, как в других башнях.



Водонапорная башня УЗТМ или Белая башня в Екатеринбурге, построена в 1929-1931 годах по проекту архитектора М. Рейшера. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, построенная в 1930-1931 годы по проекту архитектора Я. Чернихова. Фото с calvertjournal.com и topdialog.ru
Башня шерстомойной фабрики была построена в конце 20-х годов XX в. В станице Невинномысской в это время идёт промышленное строительство. В результате реорганизации на базе ряда шерстомойных фабрик Ростова-на-Дону, Азова, Харькова, Белгорода и других невинномысская шерстомойная фабрика становится крупнейшим в стране предприятием по первичной обработке шерсти. Расширяется производство, строится фабричный посёлок. До нашего времени сохранились жилые дома с характерной для этого периода архитектурой.

Расширение производства и жилой застройки в условиях удаления от основной части станицы выдвигало новые требования к пожарной безопасности и обеспечению водой. Водоснабжение пожарного депо, а также фабрики и фабричного посёлка стало основным функциональным назначением нового здания с башней. На первом этаже расположилось пожарное депо. На других этажах - учебные классы школы №2. Смотровая площадка башни, вероятно, выполняла также функцию пожарной каланчи.

Бак и несущие опоры возводятся из железобетона, что для того времени было достаточно смелым решением, ведь опыта возведения таких конструкций из этого материала было мало. Для Невинномысска башня стала одним из первых сооружений, построенных с применением железобетона.

Во время Великой Отечественной войны башня была взорвана отступающими немецкими войсками, в результате чего сильно пострадала. В книге есть уникальный кадр, сделанный после освобождения города, на котором зафиксированы эти разрушения. Башня была восстановлена, но в результате облик её претерпел изменения. В частности, не была восстановлена смотровая площадка.



Фотография, запечатлевшая разрушения водонапорной башни и пожарного депо в Невинномысске во время Великой Отечественной войны
После войны функции башни остались прежними. Пожарная бригада размещалась здесь до конца 70-х годов, до постройки нового здания пожарного депо по ул. Матросова, 1. Позже здесь размещалась фабричная АТС, фотолаборатория, химическая лаборатория, мастерские по обслуживанию паро-силового хозяйства (ПСХ), кафе.



Современное состояние бывшей водонапорной башни и пожарного депо








Водонапорная башня с пожарным депо шерстомойной фабрики - сооружение уникальное не только для Невинномысска, но и для всего Ставропольского края. Важно сохранить его как яркий образец промышленной архитектуры советского авангарда и символ преемственности поколений в истории Невинномысска как важного промышленного центра, а также как одно из первых зданий в городе, построенных с применением железобетона.

P.S. Спасибо всем, кто проявил заинтересованность и оказал посильную помощь в сборе информации в Невинномысске - Владимиру Митину, Татьяне Булыгиной, Валерию Голубенко, Сергею Ряднову, Наталье Григоренко, Станиславу Стаценко, Сергею Швецову.

Невинномысск, архитектура

Previous post
Up