Древнейший способ борьбы с пиратством

Nov 08, 2011 17:55



Ну вот, первая критика от жжистов! volodymir_k из Минска справедливо замечает: Комичный Главперат Всея Руси (sergeykalenik) высказал мнение, что мол антипираты -- все подлецы-анонимы. Вообще-то нет, против пиратства как денежной практики открыто выступали Лукъяненко ещё чуть ли не в ФИДО, Лео Каганов, вот ещё куча писателей. Свидетельствую, для лично меня выложенные книги много теряют в интересе. "Успею ещё когда-нибудь прочитать, таких тысячи."
Думаю, тут моя вина, что я недостаточно четко обозначил свою позицию. Как не удивительно, пираты за "антипиратов" - никто не спорит, что авторское право дело святое. Напомню, что вторым пунктом после торрентов у нас идет Неприкосновенность частной жизни и собственности.



Речь о другом - интернет уже изменил обстановку. Теперь вся информация будет свободна и общедоступна - так будет пока будет существовать сам интернет. Следовательно перед авторами стоит другая задача - как побудить читателя ДОБРОВОЛЬНО выбрать платную версию их контента. Вот в чем соль.

А методы могут быть разные - можно запугивать, можно уговаривать, можно повышать качество, придумывать новые фишки и т.д. Т.е. речь то как раз о диком капитализме - в интернете все свободны.

Для примера возьмем компьютерные игры. Пока издатели сопротивлялись, 100% игр было пиратскими. Как только копирасты признали поражение, то начали выпускать супердешевые издания в jewel-упаковке. По цене они были как пиратки или чуть дороже. И о чудо, издатели вернули себе рынок!



Как только пираты потерпели тактическое поражение, издатели перешли в контратаку - на всех играх начали устанавливать защиту от копирования типа StarForce и прочие - защита глючила, мешала играть, а главное унижала пользователей своим существованием. Тогда пиратство снова подняло голову, и о чудо - издатели снова отступили.

Сейчас безумная защита не используется, но игры стали продавать за маленькие цены в онлайн-магазинах, работающие в точности как торренты. Пиратство снова пошло на попятную, прибыли издателей взлетели до небес и они начали гнать халтуру - клепать Call of Duty пачками. В ответ на это пиратство снова подняло голову - халтуру покупать всем в лом, проще скачать на торрентах.



И так до бесконечности. Что мы видим? Да обычный рыночный механизм борьбы издателей за покупателей. Ведь пираты это не таинственный орден анонимусов, пираты это и есть все пользователи. Торренты же не имеют центральных серверов, это просто миллионы пользователей делятся контентом со своих компов.

И пиратская партия выступает за законодательное закрепление такого положения дел. Свобода, рынок и конкуренция - вот что такое пиратство. Мы лишь просим издателей перестать хулиганить и заняться улучшением качества своей продукции в открытой конкурентной борьбе.

Об этом и следующий абзац у Владимира:Однако давайте взглянем чуть сверху. Англичане давно и бесповоротно приняли (недавно была гигантская статья в Таймз), что в общем фарш уже не провернёшь назад, авторам надо таки готовиться работать дворниками и в остальное время творчески бороться за копейку, издательствам надо искать ниши в рынках фаст-фуда, чтобы туда перекинуть капитал без слишком крупных потерь, и что культурка будет деградэ. Англичанам выгодно получать услуги дёшево, потому что основной производитель всего -- Штаты.
Думаю, ситуация противоположная. Американский рынок всегда был предельно открытым и свободным. Новый этап цифровой эры лишь означает власть авторов над издателями. В ХХ веке все решал издатель, какой-нибудь достоевский червем ползал перед толстосумчатым издателем, который ему ставил условия - название книги поменяй, текст исправь, шапку сними, и вообще не отсвечивай тут урод. И ничего не поделаешь, повесть "Руллетенбург" вышла под названием "Игрок".

А теперь все решает автор - только из-за личной симпатии к нему читатель может заплатить деньги. Сегодня издатель бы Достоевскому ботинки целовал: Милый, родной, отец научи, как заработать. Хотя я конечно преувеличиваю, это ситуация завтрашнего дня. Сегодня издатели не печатают даже безотказно популярного galkovsky и ему пришлось из будущего перетащить в реальность собственное издательство и печатать книги самому.


С точки зрения общественных отношений, копирайт -- это средство для авторов встроиться в инфраструктуру платного контента. Отсутствие копирайта -- это дикий капитализм, в котором будут выигрывать дикие капиталисты с дикими методами. Пираты справедливо показывают, что сейчас автор угнетён крупными корпорациями. Разумеется -- ведь в настоящее время пираты побеждают, законы почти не работают, воров поощряют и поддерживают. Поэтому автор покрутит головой, да и пойдёт на поклон к крышуемыми капиталистами юристам с бандитами. Выбора-то у него нет. Или обтекай, или пусть пиратов будут специальные люди доставать по суду или с битами в подворотне. Если кто-то борется, чтобы наказания за что-либо не было, значит наказание за это будет продаваться мафией. А вот если бы защиту прав встроить в железо, то вся экосистема поменялась бы -- юристы и бандиты стали бы не нужны. У авторов появились бы стимулы уйти с работы, лежать на диване и придумывать ниши для новых приложений/контента, будучи твёрдо уверенным, что тебе справедливо и полностью заплатят.
Здесь, имхо, у Владимира произошла аберрация. Он все еще персонализирует участников процесса. В предложенной схеме есть Автор, талантливый, но голодный. Есть Издатель - жадный, но богатый. Есть, конечно, потребитель - при деньгах и без мозгов - покупает, что скажут. И есть гаденыш Пират - этот сидит у себя в гараже и ворует интеллектуальную собственность от вселенской злобы, т.к. не может найти себе места в обществе.



Схема хорошая, спору нет. Только в реальности она как-то пробуксовывает, оказывается, что в ней нет античных персонажей с индивидуальными поступками. Зевс Автор обиделся на Апполона Пирата это из ХХ века. В интернете все происходит иначе - выпал снег, прошел ураган, секретные файлы утекли в торренты, после угроз анонимусов вышли из строя все правительственные сайты израиля. Нет ни авторов, ни пиратов - есть абстрактные "авторские права" и совсем уж абстрактные Пираты, якобы целенаправленно организовывавшие воровство и распространие файлов.

Все происходит само собой - миллионы автономных пользователей обмениваются файлами без всякой задней мысли. Нет ни единого центра, ни общей стратегии, вообще ничего нет. Есть сеть, в которой идет постоянный и безлимитный обмен информацией. То есть невозможно даже определить, где хранится конкретный файл - он размазан мелкими кусочками по миллионам торрент-клиентов и дублируется тысячи и миллионы раз.



Та же картина и со стороны авторов - под ними подразумевается абстрактное множество. Правообладатели-корпорации - то же самое. Единственная конкретика - какой-то "правозащитник" со сбитыми кулаками выхватывает из толпы пользователя и пытается вменить ему миллиардный иск. Пользователь даже не понимает, чего к нему пристали полоумные уголовники - ну, стоят торренты на компе, что-то там куда-то перекачивают. Где тут деяние? В какой момент пользователь становится преступником - когда раздает файлы, когда запускает торрент-клиент или когда выходит в интернет? Как и за что можно судить информационный океан, на волнах которого покачиваются крохотные лодочки пользователей?

Конечно можно упереться и приказать высечь море. Флаг в руки, жизнь - лучший учитель.



P.S. Всех прочитавших хочу спросить - не появилось ли у вас совестливое чувство, что нужно заплатить за просмотренные картинки, м? По нынешнему законодательству, я их украл и использовал в корыстных целях. Это упущенная прибыль - ведь если бы не я, вы все пошли и купили этот чудесный диафильм 1973 года на пленке, так?

копирайт, история пиратства

Previous post Next post
Up