(Untitled)

Nov 03, 2013 11:32

Как библейкие, так и атеистические фундаменталисты ставят вопрос о несообразности картины физического мира в повествовании Моисея таковой картине в современной науке. Те и другие исходят из того, что если через Моисея к древним евреям - и через них к нам - обращается всеведущий Создатель мироздания, он бы обязательно ввел своих адресатов в курс ( Read more... )

Leave a comment

nicksakva November 3 2013, 07:54:10 UTC
Прошу прощения, но я повторю свой вопрос, затерявшийся в комментария к Вашему предыдущему сообщению.

Почему среди "исходящих свыше" множества детальнейших инструкций по гигиене и санобработке нет довольно банальной и безусловно находящейся вполне на уровне культуры и информированности древних израильтян идеи
"о возникновении эпидемий от мелких, незаметных глазу червей, разносимых ветром и водой"?

Надеюсь, вопроса "главное, зачем?" по поводу этой идеи не возникает.
Эта идея практически не выходит за рамки представлений евреев о природном мире. Ее вполне можно отнести к "вневременным истинам". Практическое значение такой идеи трудно переоценить. А вот поди ж ты...

Reply

sergeyhudiev November 3 2013, 07:58:13 UTC
А почему она там должна быть?

Reply

nicksakva November 3 2013, 08:00:40 UTC
Потому что там есть книга "Левит", регламентации, предписания и заповеди которой большей частью непосредственно следуют из этой идеи. А сама идея начисто отсутствует.

Reply

aono November 3 2013, 08:09:19 UTC
Когда я даю ребенку, находящемуся под моей опекой, заповедь не засовывать пальцы в розетку, я не считаю необходимым насильно объяснять ему электродинамику. Равно как, кстати, насильно объяснять микробиологию ребенку, которому даю заповедь мыть руки перед едой.

Вот если спросит, и у меня будет время/настроение/желание/готовность рассказать - я расскажу, как-нибудь, по мере способностей, оптимизировав рассказ под уровень ребенка. Другое дело, что я, безусловно, расскажу то, что считаю правдой, а не волшебную сказочку про, скажем, любимых ребенком фей или злобном колдовстве ведьмы, живущей на темной стороне Луны.

P.S. Или не расскажу вообще ничего - если у меня не будет времени, или я сочту, что ребенок в принципе того объяснения, которое я могу дать, не поймет.

Reply

nicksakva November 3 2013, 08:17:14 UTC
/* Когда я даю ребенку */
Евреи, сорок лет кочевавшие по пустыням, были далеко не детьми. И вполне были способны разобраться в столь примитивных причинно-следственных связях.

Впрочем, и Вы попробуйте как-нибудь таки объяснить ребенку причины тех или иных запретов. Уверяю Вас, это будет гораздо эффективнее, чем "потому что я так сказал!".

Reply

aono November 3 2013, 08:20:57 UTC
Подчеркиваю слово "насильно". Если ребенку интересно - то я объясняю, по мере моих способностей в популяризации.
Если ребенок знать не хочет, почему именно руки мыть надо... ну, этот ребенок будет вызывать у меня грусть и печаль, но меня устроит решение проблемы-минимум - чтобы руки были вымыты.

P.S. Ну и да, столь примитивные причинно-следственные связи не всегда давались даже весьма образованным немцам девятнадцатого века.

Reply

nicksakva November 3 2013, 08:37:34 UTC
Вы в любом случае "насильно" внедряете в сознание запрет. Так что тут проблема не в отношении к "насилию", а в том что для Вас волне приемлемо подчинение Вам "насильно", просто так, без понимания причин.
Идея "ручного управления" всем у нас в стране таки очень популярна на всех уровнях, да.

Reply

aono November 3 2013, 08:48:40 UTC
Да, я считаю, что ребенку в принципе не стоит засовывать металлические предметы в розетку. Даже если он не понимает и не желает понимать, почему именно ( ... )

Reply

nicksakva November 3 2013, 09:17:16 UTC
2,3,5,8,9

Разумеется, "несогласие" здесь "в широком смысле".

То есть несогласие с утверждением
"Для меня вполне приемлемо, если ребенок..."
не означает утверждения
"Для вас неприемлемо, если ребенок..."

Reply

aono November 3 2013, 09:43:13 UTC
Вы не могли бы, в таком случае, развернуть свое несогласие?

Просто я не могу отделаться от ощущения, что вы считаете, будто ребенок "в общем случае" больше взрослого человека знает об устройстве окружающего мира; что неприемлемо, чтобы ребенок выполнил "заповедь" не засовывать металлических предметов в розетку; что то, является ли полезным или вредным засовывание металлического предмета в розетку, зависит от того, понимает ли он происходящие при этом процессы; что в ребенка запихивать знания надо вне зависимости от его желания; что, наконец, всякий взрослый (например, лично я) обязан в каждом ребенке, попавшем на хоть какое-то время в его зону ответственности, немедленно начинать воспитывать любознательность.

Reply

nicksakva November 3 2013, 10:01:51 UTC
Если запрет основан не на понимании его причин, а исключительно на авторитете запрещающего, то грубо говоря, есть два варианта развития событий.

1. Замордовать человека до состояния полного подчинения авторитетам, до невозможности усомниться в любых авторитетных запретах. На мой взгляд этот вариант хуже и рискованней полного отсутствия запретов, даже обоснованных.

2. Если человек не замордован до такой степени, то рано или поздно он усомнится в обоснованности запретов и попытается их нарушить или обойти. То есть сделать именно то, чего вполне обоснованно категорически нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Причем при этом он не будет соблюдать даже элементарных мер предосторожности, которые мог бы соблюсти при минимальном понимании сути запрета.

То есть с моей точки зрения если таки невозможно объяснить человеку причины того или иного запрета, следует добиться технической невозможности его нарушения, а не полагаться на соблюдение непонятной директивы.

Кстати, это вполне универсальных подход, не зависящий от возраста.

Reply

aono November 3 2013, 10:31:32 UTC
Есть третий. Человек заинтересуется, почему именно этот запрет валиден, сохраняя веру в авторитет. "Просто так мне папа запрещать не будет; интересно, почему же действительно нельзя совать металлические предметы в розетку?"
И вот это - здоровая реакция человека. Человеку, вообще, довольно-таки свойственны и любопытство, и признание авторитетов.

И да, по-моему, вы подменяете ситуацию. Не НЕВОЗМОЖНО объяснить причины, а ИЗБЫТОЧНО объяснять причины. Не невозможно, и не вредно, а просто необязательно.
Если им станет интересно... ну, вот мир, вот в нем микробы, вот вам инструментарий для микроскопа. Можно еще воззвать к Господу, возможно, он даже что-то объяснит. Как сумеете понять.

Reply

nicksakva November 3 2013, 11:28:46 UTC
С моей точки зрения "признание авторитетов" и "вера в любые авторитеты" - это крайне нездоровая реакция. Распространенная и очень заразная, но предельно нездоровая.

Человеку, который склонен мириться с "авторитетными объяснениями", объяснение причин вполне естественно может представляться не необходимым, а избыточным...

Reply

aono November 3 2013, 11:35:24 UTC
Ну и что же, другую реакцию силком в человека впихивать?
То есть, еще раз. Я хочу, чтобы ребенок в зоне моей ответственности, не впихивал спицу в розетку. Как вы считаете, это нормальное желание с моей стороны?

Reply

nicksakva November 3 2013, 11:50:34 UTC
Цель гарна, средство погано. ;)

Reply

aono November 3 2013, 12:03:12 UTC
Отлично.
Допустим, ребенок не хочет слушать, ПОЧЕМУ не надо втыкать спицу в розетку. Что делать тогда? Приковать его к стулу и втолковывать переложение курса по электродинамике?

Reply


Leave a comment

Up