Историк и журналист Вадим Нестеров:
В 1920-х годах в журнале "Пионер" работали несколько молодых художников. Только-только начинающих. По большому счету, они были еще никто и звать их никак.
Но что-то в них все-таки было, раз уж их приветили в "Пионере" и периодически давали заказы на иллюстрации. А в те голодные годы это иногда был вопрос жизни и смерти.
Один из этих юношей был самым молодым из них. В 1926 году ему было только 23 года, он был сыном известного профессора-дерматовенеролога и студентом Государственного Техникума Кинематографии, с голодухи подрабатывавшим в журналах "Пионер" и "Смена".
Звали его Владимир Сутеев.
Да, да, тот самый.
Мы привыкли вот к таким рисункам Сутеева.
Или вот к таким:
Но тогда Владимир Григорьевич рисовал совсем по-другому. Для примера покажу его иллюстрации к пьесе-шаржу Г. Лорцева "Загвоздил" из "Пионера" № 2 за 1926 год.
Самое интересное - юный Сутеев в "Пионере" даже комиксы рисовал.
Нет, не про котят.
И даже не про Пифа (да, Пиф из Франции, но Сутеев нарисовал кучу комиксов про него, в Союзе это было можно).
В 1926 году 23-летний Владимир Сутеев вместе с 22-летним Бобом Ивантером рисовали комиксы про Петьку-пионера.
Начинающий художник Сутеев очень много работал в "Пионере", вплоть до того, что рисовал заставки к рубрикам, но, как и все его коллеги - работал до поры до времени.
Ближе к концу 1920-х жизнь более-менее наладилась, разруха закончилась и халтура везде, где только платят, больше не была залогом выживания.
Именно тогда вся эта компания молодых художников распалась, каждый занялся тем, куда его тянуло, каждый пошел своей дорогой.
Сутеев тоже пошел своей.
В 1928 году он завершил учебу в техникуме и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». Вскоре он стал одним из создателей отечественной мультипликации.
Да, не все это знают, но Сутеев начинал как мультипликатор. В частности, вместе с Львом Атамановым (классик советской мультипликации в диапазоне от "Золотой антилопы" до "Котенка по имени Гав") они сделали первый звуковой отечественный мультфильм "Улица поперек".
Кадр из фильма "Улица поперек"
Потом он сделал еще много мультфильмов, которые сейчас никто не помнит, потому что никто не смотрит черно-белые довоенные мультики. А потом...
В одном из интервью он об этом рассказывал так:
«Наступил 1941-й год. Я только что закончил фильм «Муха-цокотуха». Ночью 22 июня показывал его в Комитете кинематографии, а уже 24-го отправился на Юго-Западный фронт.
Кадр из фильма "Муха-цокотуха" 1941 г.
Весной 1943 года был откомандирован на киностудию «Воентехфильм».
Сутеев действительно с 1943 года работал по специальности и снял на студии «Воентехфильм» несколько учебных фильмов для бойцов Красной армии ("Ориентирование на местности", "Типы вражеских танков", "Как бороться с замораживанием" и др.) и был награжден за это просветительство в 1944-м году орденом Красной Звезды. Тогда многие таланты этим занимались, тот же Николай Носов, будущий автор "Незнайки", за учебные фильмы для танкистов получил свой первый орден.
Вот только Владимир Георгиевич из скромности умолчал о том, что с 1941 по 1943 год, самые страшные годы войны, лейтенант Сутеев воевал в обычном стрелковом батальоне на Юго-Западном фронте,
В сентябре 1941 года они оказались в окружении, художник попал в плен, был освобожден в марте 1942-го, после проверки вновь отправлен на фронт, где воевал до 1943-го - в общем, хлебнул солдатской доли сполна.
Демобилизован в 1946-м, вернулся на родной «Союзмультфильм». Заслуженно считался мэтром и основателем, вместе с коллегами осваивал цветную мультипликацию, преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме».
А в 1948-м вдруг уволился со студии и навсегда оставил мультипликацию. Причина была несколько неожиданной - любовь.
Личная жизнь Владимира Сутеева складывалась непросто. Жена ушла от него в войну - тогда вообще распалось много семей.
А после войны он влюбился как мальчишка в художника-мультипликатора Татьяну Таранович, которая пришла на "Союзмультфильм" в 1946-м.
Ему было 45, ей - 32. Она была замужем, подрастала дочь. И нельзя сказать, что любовь художника была безответна, но Татьяна не захотела рушить семью.
А Владимир понял, что работать рядом с ней как ни в чем не бывало он просто не сможет. И ушел из профессии.
Надо было начинать жизнь заново. И Владимир Сутеев на пятом десятке лет вернулся к тому, с чего начинал - к детской иллюстрации.
И это было наше с вами счастье.
Мы не знаем, каким мультипликатором стал бы Сутеев после войны - слишком много довоенных аниматоров не нашли себя в изменившемся до неузнаваемости жанре.
Но детским иллюстратором он стал выдающимся.
Ну, вы помните его первые (и лучшие, на мой взгляд) иллюстрации к "Чиполлино".
Чуковский, Маршак, Михалков, «Весёлый Новый год», «Гном Гномыч и Изюмка», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», "Веселые картинки" и "Мурзилка" и многое, многое другое.
А потом он начал писать свои сказки - для самых маленьких. В 1952 году выходит первая книжка Владимира Сутеева «Две сказки про карандаш и краски».
И пошло, поехало...
Все эти сказки, без которых наше детство было бы другим. Про грибок,
Про палочку-выручалочку,
Про "Кто сказал "Мяу"...
Он даже вернулся на "Союзмультфильм", правда, исключительно в качестве сценариста. Целая плеяда культовых советских мультфильмов поставлена по сценариям Владимира Сутеева
"Стрела улетает в сказку"
"Петя и Красная Шапочка"
"Кот-рыболов", помните? "Первая рыбка моя!"
"Про бегемота, который боялся прививок"
"Мешок яблок": "Четыре сыночка и лапочка-дочка...".
Да что я распинаюсь? Их десятки. И каждый фильм - не просто так, все серьезным вещам мелких учат.
В общем, жизнь потихоньку наладилась.
И даже личная - Владимир Георгиевич женился на своей однокласснице, влюбленной в него со школы.
Правда, и Татьяну не забыл, хотя все эти годы они практически не встречался и лишь иногда переписывались.
В этих письмах он всегда рисовал забавные картинки, где он был утенком, а Татьяна - цыпленком.
В 1972 году умер муж Татьяны, дочь давно выросла. Но теперь уже сам Сутеев не захотел строить свое счастье на несчастье другого и остался с когда-то доверившейся ему женой. Он прожил с ней еще десять лет, похоронил супругу и год выдержал траур.
Все эти годы Татьяна его ждала.
Они поженились только в 1983 году, когда Татьяне было 67, а Владимиру уже исполнилось 80 лет.
Но он все равно продолжал писать ей письма с картинками, где он всегда был утенком, а она - цыпленком.
Наконец-то соединившись, они вместе прожили осень жизни.
Они очень долго ждали друг друга, и под конец им повезло. Судьба отпустила им прожить вместе еще десять лет, что по нынешним временам - весьма неплохой стаж семейной жизни.
В феврале 1993 года уже почти ослепший Сутеев дрожащей рукой нарисовал последний рисунок, где стойкий цыпленок несет на себе почти недвижного утенка.
Владимир Сутеев умер 8 марта 1993 года, Татьяна пережила его лишь на несколько месяцев. Они похоронены рядом на Никольском кладбище в подмосковном городе Балашиха.
"Смену лет, закаты и восходы,
и любви последней благодать,
как и дату своего ухода,
надо благодарно принимать".