Последний день экспедиции стал самым тяжелым. До Певека оставалось 70 километров, которые мы ехали 17 часов. Поднялась пурга, ветер усилился до 23 метров в секунду. Видимость упала до 10 метров. Под Кукусиком вырос ледяной гробик и клиренс уменьшился до 2 сантиметров. В течение нескольких часов мы шли только на лебедке, а потом...

Перед пургой мы проехали интересное сооружение:
3.

С дороги оно выглядело как дом из снега с окном:
4.

Это оказалась сторожка дорожных работников. Они облепили ее снегом, чтобы теплее было:
5.

6.

7.

8.

9.

Через 10 километров мы выехали на зимник Купол-Певек. Купол - одно из самых богатых месторождений золота в мире. Сами мы разрабатывать уже ничего не можем, поэтому продали его канадцам. Канадцы привезли сюда специальную машину и каждый год в течение месяца намораживают зимник изо льда. Он абсолютно ровный, как асфальт. После 2 недель тряски по нашим российским зимникам выехать на него было счастьем:
10.

Канадцы поставили кучу знаков. Этот зимник чуть ли не единственная частная дорога в России. Официальная дорога из Билибино в Певек идет правее от него, но все едут по канадской:
11.

Через километров пять, после того, как мы выехали на канадский "асфальт", предвкушая, что в Певеке окажемся через час, поднялся ветер. Видимость упала метров до 50:
12.

13.

Температура за бортом была всего около - 20 °C, но при таком ветре она переносилась гораздо хуже, чем -50 на полюсе холода. Без горнолыжной маски на улицу никто не выходил:
14.

Есть несколько вещей, которые я никогда не делал в жизни. Я не прыгал с парашютом, не нырял в аквалангом, не катался на горных лыжах и не играл в казино. Я боюсь это делать. Боюсь, что мне это понравится настолько, что приоритеты в моей жизни изменятся и вместо путешествий я буду все время либо прыгать с парашютом, либо кататься на горных лыжах. Поэтому я даже не пробую это.
Здесь, на Чукотке, я впервые в жизни надел горнолыжную маску. Ощущения странные. Когда я в ней выскочил на улицу, у меня было впечатление, что я в аквариуме. Глаза видят, что на улице пурга, снег летит в лицо, при этом ощущения, как будто я дома на диване смотрю сцены из очередного голивудского фильма-катастрофы.
Спасибо нашему спонсору сети магазинов
День Сурка, которые прислали мне 2 коробки одежды, включая великолепные перчатки, которые я не снимал на протяжении всей экспедиции, горнолыжные очки, балаклаву и теплую хипстерскую шапку. Они меня просто спасли в этот последний день:
15.

Низовая пурга - очень интересное явление. Если поднять голову вверх, то небо синее. Светит солнце. Ночью видны звезды и северное сияние. При этом соседняя машина пропадает из видимости уже на 30 метрах:
16.

17.

Машины обрастают ледяной коркой:
18.

19.

Патрули поставили себе двойные лобовые стекла и между ними начал набиваться снег. Мы остановились, чтобы проклеить дырки изолентой, а заодно померили скорость ветра. Пока она была "всего" 13 метров в секунду:
20.

Мимо проехали Уралы. Мы с ними так и ехали до ночи - то мы их обгоним, то они нас. Кукусик пока ни разу не подсел:
21.

22.

На некоторых участках зимника переметов не было и мы разгонялись до 40 км/ч:
23.

Но ненадолго. К ночи ветер начал усиливаться:
24.

25.

Поземка:
26.

Многие спрашивали меня в комментариях к предыдущим постам дает ли мне
tema порулить. За все время экспедиции давал всего 3 раза и все разы ночью, когда сам больше не мог физически и сваливался спать. Все остальное время я работал штурманом:
27.

Поздно вечером и, особенно, ночью мы восхваляли канадцев за то, что они поставили столбики вдоль дороги через каждые 30 метров. Без них мы бы заблудились и потерялись. Ехали буквально, от столбика к столбику:
28.

Стемнело. Расстояние между машинами 5 метров, иначе фары теряются в темноте. По рации постоянно проверяли, все ли видят друг друга:
29.

В какой-то момент мы потеряли столбики. Куда ехать стало непонятно и мы остановились. Померили скорость ветра - 23 метра в секунду. Это 82 километра в час. При такой скорости ветра на него можно спокойно "ложиться". Не видно вообще ничего. Дезориентация полная:
30.

Выходить на улицу совсем не хотелось и Артемий Андреевич полез в багажник за консервами:
31.

Через полчаса Ашот решил отъехать на 20 метров от нас "до ветра" (простите за каламбур) и наткнулся на столбик. Мы решили ехать дальше. Ночевать в этой пурге никто не хотел.
До этой стоянки Кукусик подсел всего 3 раза. Мы уверенно шли по колее от патрулей, но пока мы стояли к нам снизу прирос ледяной гробик. Клиренс сократился до 3 сантиметров и ехать по целине на 31-х колесах за патрулями на 38-х стало практически невозможно:
32.

Я пытался сбить его лопатой, но ничего не вышло. Лед был влажным, липким и твердым. Зато со шрусами в этот раз ничего не случилось:
33.

В глубоком снегу исландская резина Arctic Trucks, установленная на патрулях, проявила себя наилучшим образом. Наши попутчики ездили вокруг нас аки по суху. С нашим ледяным гробиком мы стали для них настоящим якорем. Патрули назначали дежурного, который контролировал нас, давая лебедиться за себя. Остальные уезжали метров на 300 вперед и спокойно перекусывали, смотрели фильмы или дремали по полчаса, пока мы с
tema шли это расстояние на лебедке. Хорошо, что они нас не бросили, а то нам бы пришлось не сладко.
На самом деле, мы более-менее нормально ехали по твердому насту, подсаживаясь лишь иногда, прорезая его своей узкой резиной. Если бы у ребят не стояли автоматические коробки передач или они не боялись сжечь сцепление на механике, то нам достаточно было бы, чтобы нас периодически немного поддергивали, но увы, на трос нас никто не решился взять.
В этот день я понял чем экспедиция отличается от трофи. В трофи всегда тикает секундомер, поэтому, когда в команде кто-то подсаживается, все сразу выбегают, наваливаются и вытаскивают "слабое звено". В экспедиции никто никуда не спешит, поэтому мы были предоставлены сами себе. В итоге я часа 4 провел на улице, вспоминая свое трофическое прошлое, и бегая с лебедкой от Кукусика до дежурного патруля.
Часа в два ночи мы услышали в рацию попутные Уралы. Нам оставалось 6 километров до бетонки, но предыдущие 6 километров мы шли уже часов пять, так что я связался с ребятами и попросил подстраховать нас до города. Северные люди путников на дороге не бросают и нас зацепили:
34.

Когда уже светало пурга немного улеглась и где-то в километре впереди мы увидели огни. Это была дорога, на которой нас ждали наши попутчики. В это время у одного из Уралов сгорел стартер и он заглох. Нас отцепили и тянущий нас Урал поехал спасать другого. Я прошел пешком до бетонки и понял, что при определенной доле везения мы сможем там самостоятельно проскочить:
35.

В итоге
tema проявил чудеса управления автомобилем и мы выехали на асфальт:
36.

Фотографии не очень хорошо передают погодные условия, в которым мы очутились. Чтобы осознать это, посмотрите видео Ашота, начиная со второй минуты:
Click to view
Обмундирование, которое лежало передо мной. Не надев все это, я дверь на улицу не открывал:
37.

Финальная точка нашей экспедиции. Самый северный город России - Певек. Мы сделали это!
38.
В итоге все шесть тысяч километров, кроме последних шести, Кукусик преодолел сам, то есть мы проехали 99,9% самостоятельно и лишь последние 0,1% нас периодически поддергивали. Неплохо для стандартной машины на штатной резине.

Кстати, шипованная резина Nokian Hakkapeliitta 7 проявила себя наилучшим образом. Я много раз поражался, как мы легко и уверенно входили в повороты и насколько увереннее себя чувствовали на дороге, чем попутчики. Между прочим, я на такой же резине проездил всю зиму на своей городской машине и тоже никаких проблем.
В гостинице Бурдж Аль Араб Певек мы провели с
tema 3 дня, прежде чем улетели обратно в Магадан:
39.

40.

В следующем посте читайте о городе Певек и о том, как мы добирались до Магадана. Stay Tuned!
41.
Я в
Твиттере,
Инстаграме,
Фейсбуке и во
Вконтакте. Присоединяйтесь!