Как я управлял вертолетом...

Mar 02, 2010 07:00




В прошлую пятницу я посетил вертолетный клуб "Аэросоюз", где мне преподали мастер-класс по управлению вертолетом. Честно говоря, я не ожидал, что все будет так сложно, хотя инструктор сказал, что для первого раза я очень хорошо справился. Удивило, что гораздо сложнее удержать вертолет в зависшем состоянии, чем лететь на большой скорости…

В Аэросоюз я попал по приглашению Московского Бизнес Клуба. Они устроили здесь "вертолетную вечеринку" для представителей бизнеса и главных редакторов ведущих СМИ. Я так и не понял, пригласили меня туда как блогера или как бизнесмена, но от предложения не отказался - давно хотелось попробовать управлять вертолетом.

Встречали гостей очень радушно, и хозяйки вечера (а все руководство Московского Бизнес Клуба - это прелестные девушки) фотографировались с нами на фоне вертолета Robinson R44. Кстати, на таком же я летал в течение 5 часов над Израилем:

1.


Для всех гостей устроили экскурсию по вертолетному клубу:

2.


3.


Завели в диспетчерскую вышку. Здесь она немного попроще, чем в Домодедово:

4.


5.


Опытный инструктор провел для всех желающих попробовать управлять вертолетом вводный инструктаж:

6.


В вертолете есть 3 основных системы управления: ручка управления (джойстик), Шаг-Газ и педали (могу путать названия, но расскажу суть).

Шаг-газ - это рукоятка, похожая на ручник в машине. В Робинсоне R44 она находится на полу слева от пилота. Если ручку тянуть вверх, то вертолет поднимается, если вниз, то опускается. Достигается это за счет изменения угла установки лопастей основного винта.

Ручка управления движется в горизонтальной плоскости вправо/влево и вперед/назад. Она управляет движением вертолета в горизонтальной плоскости.

Педали управляют задним стабилизирующим винтом. Если бы его не было, то вертолет крутился бы на месте в направлении, противоположном вращению основного винта. С помощью педалей можно разворачивать вертолет на месте.

После инструктажа нас повели к вертолетам. В Робинсоне R44 всего 4 места - 2 спереди и 2 сзади. Впереди сидел инструктор. Ученик садился рядом с ним, а назад залезало по 2 пассажира:

7.


8.


Набрав высоту и скорость, мой инструктор спросил: "Ну что? Готов?" Я взялся за штурвал: "Готов!" Он поднял вверх обе руки, давая мне понять, что теперь вертолетом управляю я. Я покрепче сжал ручку управления, и вертолет тут же начал энергично заваливаться вправо. Я попытался исправить положение, но переборщил. Теперь вертолет активно заныривал влево. Заснеженные макушки леса быстро приближались, и я уже почти мог различить каждую снежинку. Мои пассажиры сзади с наигранным спокойствием интересовались: "А мы не разобьемся?"

Помог инструктор. Он уверенно взял ручку и с легкостью выровнял вертолет: "Движения должны быть не резкими, но энергичными. Давай еще", - и опять поднял руки. Второй раз у меня получилось гораздо лучше. Конечно, вертолет болтало из стороны в сторону, и я то нырял, то поднимался, но в общем и целом заданный курс движения выдерживал.

Я рассказал инструктору о своем полете с военным летчиком в Израиле. Во время того полета он решил немного пощекотать нам нервы и положил вертолет на бок. Сфотографировать я тогда ничего не успел, так как повис на ремне безопасности и пытался не выронить фотоаппарат. Инструктор сказал, что Robinson R44 допускает крен в 110 градусов, а "на бок" - это всего лишь 90. Обнадежил и успокоил.

Критические крены нам демонстрировать не стали, а вот полет на большой скорости на предельно-низкой высоте показали. Обратите внимание, что мы несемся ниже березок. Ощущение - супер. Несмотря на опасность, никакой тревоги не было. Летчик вызывал безграничное доверие. Одним словом - "Кайф!":

9.


После показательного полета мы зависли на высоте метра 3 над землей. Инструктор сказал: "Попробуй удержать его на месте". Казалось бы, что уж проще. Держи ручку крепко. Однако, это оказалось очень сложным упражнением. Ветер и черт знает что еще постоянно сносят и кренят вертолет. Нужно моментально реагировать на малейшие отклонения и выравнивать их ручкой. Вертолет я на землю не уронил, но мое "висение" было похоже на танец "пьяного мастера" из старых фильмах о кунг-фу. Меня мотало влево-вправо и взад-вперед. Было очень сложно "ловить" вертолет.

К сожалению, наш полет прервал диспетчер: "Возвращайтесь. Пора начинать показательные выступления"

10.


В демонстрационных полетах участвовали 2 вертолета. Я наблюдал за этим и думал: "Хорошо, что я не в кабине…":

11.


12.


13.


14.


Аэросоюз находится на территории парка Волен, и лыжники тоже с удовольствием наблюдали за выступлением:

15.


После выступления другой вертолет поднялся в небо и протащил сначала гирю, а затем и огромную корову через узкие ворота:

16.


17.


Далее начался вертолетный баскетбол. Нас разделили на 2 команды, по 5 человек в каждой, и провели начальный инструктаж:

18.


Я сел рядом с летчиком, взял в руки фал от кранца и стал командовать пилоту: "вверх, вперед, влево, вправо, назад и т.д.":

19.


Необходимо было подвести вертолет над мишенью и сбросить кранец точно в центр. Результат в сантиметрах отображался на табло:

20.


21.


Вторым заданием нужно было попасть банкой пива в корзину. Давалось 3 попытки. Я не попал ни разу:

22.


Общая фотография:

23.

© Денис Заяц

Закончилось все в неформальной обстановке выступлением какой-то группой, поющей в стиле "Стиляг":

24.


А потом меня даже наградили, как лучшего вертолетного новичка:

25.

© Денис Заяц

Кстати, посмотрел, что час аренды вертолета в Аэросоюзе стоит всего 20 000 рублей. Это в 2 раза дешевле, чем я платил в Дубае. Как только придет весна и все позеленеет, слетаю в сторону Дубны и сфотографирую свой дом с высоты.

Также ребята из Аэросоюза собираются весной провести групповой вылет по какому-нибудь красивому маршруту. Я уже почти напросился с ними, но за это должен предложить интересный и красивый маршрут. Помогайте. Исходите из того, что вертолет до Питера долетает за 3 часа, и топлива хватает тоже где-то на 3 часа полета. Интересует маршрут как на 1 день, так и на несколько дней. Маршрут должен предполагать посадки в интересных и необычных местах.

Завтра "Аэропорт с точки зрения самолета". Stay Tuned!

вертолет

Previous post Next post
Up