Перевал Дятлова - печально известное место гибели группы туристов, - находится в 500 километрах севернее Екатеринбурга, откуда я и начал свой маршрут. В первый день мы доехали до небольшого городка Ивдель, где заночевали в местной гостинице. К ночи здесь собрались все участники нашей группы: Костя (руководитель группы), Кирилл из Озёрска, Марина из Москвы, Алексей и Михаил из Перми и я...
Проверили все снаряжение:
3.
Спали недолго и в 6 утра стартанули в сторону базы Елис-Тур рядом с поселком Ушма. Изначально мы планировали поехать, как и группа Дятлова, через поселок Вижай, но река Вижай еще не покрылась льдом и преодолеть её на снегоходах не представлялось возможным:
4.
Мы доехали до Бурмантово, где оставили машины и разгрузили снегоходы:
5.
Вернее даже не в Бурмантово, так как там всё занесено снегом и машины с прицепом оставить было негде, а в соседней деревне Хорпия:
6.
7.
Разгружались рядом с домом "мэра Хорпии", который любезно пригласил нас внутрь выпить чаю перед дорогой:
8.
9.
10.
До турбазы с нами ехал Егор, которому не хватило места на снегоходе. Он ехал "по-королевски" - в волокуше вместе с моим квадрокоптером, подложив под попу спинку от дивана:
11.
Дорога до базы заняла у нас почти 8 часов, хотя местные проезжают это расстояние за три. Дело в том, что снегоходного опыта у всех участников поездки было немного, плюс предыдущие три дня валил снег. Приходилось пробиваться через "пухляк" - так снегоходчики называют свежий снег.
База Елис-Тур спряталась в лесу в 7 км от деревни УшмА (ударение на последний слог) на берегу небольшого озера:
12.
Тут есть несколько домиков с широкими нарами, на которых можно спать штабелями в спальниках:
13.
Спали опять недолго и встали в 5 утра, чтобы выехать пораньше и успеть подняться на перевал Дятлова засветло. Идея была в том, чтобы успеть смотаться туда и обратно одним днем:
14.
На рассвете пересекли речку Ауспии, вдоль которой в 1959 году шла группа Дятлова:
15.
16.
Ближе всего к перевалу стоит сруб, который местные называют "База Ильича":
17.
Он стоит прямо на берегу речки Лозьва:
18.
Кто его здесь поставил история умалчивает, но стоит он тут незаконно и местные власти хотят его снести. На мой взгляд, уничтожение постройки совершенно бессмысленно: во-первых, она никому не мешает, а во-вторых, домик является прекрасным укрытием для охотников Манси и туристов.
Кстати, здесь мы и встретили двух манси:
19.
На этой кроватке я отлеживался пару часов, когда меня везли вниз:
20.
По первоначальному плану мы должны были заночевать здесь, а на перевал двинуться уже на следующий день. Однако, прибыв в избушку к 9 утра, приняли решение двигаться выше в сторону перевала:
21.
Собачка одного из манси честно зарабатывала себе на колбасу:
22.
Впереди у нас было 3 часа подъема по целине:
23.
Ещё один сруб манси, известный, как избушка Саввы. Хозяин тут больше не живет, так что заходить не стали:
24.
Часа три мы поднимались по густому лесу, а затем выехали на редколесье:
26.
Снег тут стал рыхлее и глубже:
27.
Более того, температура воздуха поднялась выше ноля. Снег был мокрым и очень тяжелым:
28.
Снегоходы постоянно застревали и проваливались в снег. Его глубина была тут по пояс:
29.
Вытаскивать снегоход, который весит пару сотен килограммов, занятие не весёлое, а застревали они каждые 30-50 метров:
30.
31.
Одному вытащить снегоход практически невозможно. Начинаешь его откапывать с одной стороны, а в это время ветер заносит другую. Поэтому рядом идут несколько снегоходов и как только один подсаживается, остальные останавливаются, слезают и подходят к нему, чтобы помочь его вытолкать:
32.
Как и в трофи, тут очень многое зависит от мастерства пилота. Если я подсаживался чаще всех, то Костя (организатор поездки) легко ездил на таком же снегоходе вокруг нас и помогал выдернуть застрявшие машины:
33.
Езда на снегоходе сильно отличается от езды на машине. Здесь недостаточно просто крутить рулем. Управление происходит с помощью крена снегохода влево или вправо. Это тяжело физически - всё время заваливать снегоход из стороны в сторону, чтобы повернуть:
34.
В совсем тяжелых случаях снегоходы дергали друг друга:
35.
У нас ушло больше двух часов, чтобы преодолеть эту поляну:
36.
Дальше стало еще хуже:
37.
В какой-то момент мы остановились без сил, но в хорошем настроении. Марина предложила позвонить в 112 и вызвать спасателей. Я пытался ей объяснить, что раз нет связи - дело бесполезное, она мне не поверила. Не дозвонилась:
38.
А дальше ... дальше мы продолжали биться в сторону перевала. В какой-то момент я почувствовал жжение в области сердца и сильное головокружение. Силы оставили меня. Я померил пульс и понял, что у меня опять приступ мерцательной аритмии. Пульсометр на часах показывал, что сердце бьется с частотой от 42 до 121 ударов в минуту. Оно выбивало какую-то невообразимую и абсолютно неритмичную дробь.
Я вспомнил слова моего кардиолога: "Если у вас еще раз произойдет сбой ритма, то сами вы его восстановить не сможете. Вам будет нужна скорая помощь".
Где же взять скорую помощь на перевале Дятлова? Связь работает только рядом с Ивделем, а это было 2 дня назад. Никто наверх за мной не приедет. Оставалось расчитывать только на ребят из нашей группы.
Мы бросили мой снегоход на перевале, я сел пассажиром к Алексею из Перми и меня повезли вниз. За пару часов добрались до избушки Манси. Там я полежал немного - ритм вроде восстановился и мы поехали дальше вниз до поселка Ушма, где был таксофон.
О том, как меня эвакуировали с перевала Дятлова я подробно расскажу в следующем посте. А пока хочу показать фотографии Кирилла, который остался на ночь вместе с Костей на базе Ильича и на следующий день вернулись за снегоходом на перевал, а заодно и поднялись на него. Так выглядел снегоход с утра. Это всё за одну ночь намело:
39.
Перевал и камень с памятной табличкой:
40.
41.
В следующем посте расскажу о том, как меня везли с перевала до больницы в Екатеринбурге. Могу лишь сказать, что дорога заняла 34 часа. Stay Tuned!
Подписаться на обновления этого блога Я в других социальных сетях: