Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.
Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...
Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:
2.
Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.
"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).
От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:
3.
На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:
4.
Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:
5.
Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.
Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:6.
7.
Главный бурильщик платформы "Приразломная":
8.
Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:
9.
Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.
Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.
10.
Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:
11.
Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:
12.
Наполнение танкера:
13.
Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:
14.
15.
Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:
16.
17.
Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:
18.
Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":
19.
Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:
20.
Вид из "лягушки" на платформу:
21.
Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Вертолётная площадка:
29.
На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:
30.
Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:
31.
Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.
Подписаться на обновления этого блога Я в других социальных сетях: